Почему один ребенок вырастает законопослушным человеком, а другой становится преступником? С этим вопросом мы обратились к своему постоянному эксперту — клиническому психологу Марианне Абравитовой.В этом вопросе важно с самого начала разграничить характер преступлений. Если мы говорим о маньяках, тогда то, что они делают, к воспитанию не имеет никакого отношения. Это своеобразный тип личности человека, поэтому, каким бы ни было его воспитание, определенные задатки, строение психики, особенности в нем присутствуют изначально. В какой-то момент при определенных условиях, под воздействием какой-то ситуации эти особенности личности начинают преобладать, и то, что присутствовало в человеке всегда, скажем так, переходит в активную фазу. Если мы говорим о более приземленных преступлениях, таких как воровство, грабежи, мошенничество, подделка документов, продажа запрещенных средств, то здесь однозначно можно говорить о теме крайностей в воспитании. Этих крайностей не так много, выделим основные.Отсутствие воспитания Когда родители своим поведением показывают ребенку своеобразный пример, как себя нужно вести.На глазах у маленького ребенка практически ежедневно разворачиваются сцены антисоциального образа жизни. Родители пьют, принимают запрещенные средства, ведут не очень правильную жизнь, демонстрируя своему ребенку человеческие слабости и пороки. Естественно, в подобной ситуации дети растут как бы сами по себе. Они часто живут впроголодь, поэтому на воровство и другие преступления их толкает голод, неустроенность, отсутствие нормальных условий жизни.Можно ли назвать антисоциальный образ жизни ошибкой в воспитании? Пожалуй, с большой натяжкой. Психологам часто задают вопрос: всем ли можно иметь детей? Далеко не всем — и пример с родителями, демонстрирующими своим детям подобный образ жизни, является ответом на данный вопрос.Фанатичное воспитание К сожалению, не только отсутствие воспитания как такового может стать причиной того, что ребенок, став относительно взрослым, начнет преступать закон. Гораздо чаще это происходит в противоположной ситуации, когда родители слишком активно занимаются воспитанием своего ребенка.Чем характеризуется такой тип воспитания?• Ребенок лишен возможности иметь свободное время. Родителям кажется, что многочисленные кружки, занятия, учеба, репетиторы сделают из ребенка гения — у него не будет возможности прохлаждаться, он не попадет в дурную компанию, будет постоянно занят делом, поэтому, как следствие, из него выйдет толк. • Личность ребенка четко структурирована со стороны родителей. Он находится под постоянным и бдительным контролем. Режим дня расписан поминутно: определено время отхода ко сну, подъем, сколько раз сходить в душ, все сверхурочные занятия.• При этом доверительных отношений между родителями и ребенком в такой ситуации не складывается. В представлении ребенка родители — некие небожители, которые просто говорят, как и что делать, и наказывают за неповиновение. Согласитесь, чем-то напоминает божественные функции. Естественно, таких родителей надо почитать и бояться, что, собственно, и происходит на самом деле. О доверии или дружбе в такой ситуации речь уже не идет! Что получается в результате подобного воспитания? Полное подавление личности ребенка.Родители не прислушиваются к нему, вместо доверия в отношениях присутствует авторитарность. Я называю это «перевоспитанием» — родитель исполняет свою функцию с избытком. Он для своего ребенка не близкий по духу человек, а указующий перст, что делать, куда идти, как себя вести.Помимо подавления личности у такого ребенка возникает еще одна проблема — у него нет возможности проявить себя, быть таким, какой он есть. Его собственная личная жизнь задвинута глубоко внутрь, ведь на нее у него нет времени. Он не может пойти куда-то с друзьями, у него они просто отсутствуют, заняться своими делами, общаться, ведь его день четко структурирован. Авторитарные родители ограничивают дружбу своих детей с другими детьми, не разрешают, чтобы к ним в гости кто-то приходил, не пускают своего ребенка гулять. Поэтому все то, что у него должно быть как у каждого нормального ребенка, начинает копиться внутри него.Именно из таких детей вырастают те, кто потом способен на убийство, садизм. В таких авторитарных семьях вырастают «стрелки», которые приходят в школы и расстреливают своих одноклассников. Родители воспитывают сверхчеловека, а на деле результат получается противоположным. Фото: VOSTOCK Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!