Помимо интересов и способностей ребенка, нужно учитывать и объем нагрузок, а также тот факт, что для каждого умения есть свой, наиболее подходящий "возраст обучения". Современные детские образовательные и спортивные центры предлагают массу вариантов для обучения, развития и совершенствования навыков. Множество методик подачи материала, «модный» спорт, популярные виды творчества. Как не заблудиться в этом море вариантов и сделать правильный выбор?Всему своё времяКроме особенностей личности ребенка, его индивидуальных наклонностей и способностей к чему либо, существуют еще так называемые возрастные периоды сензитивности. Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Термин был предложен известным педагогом Монтессори. Считается, что в определенные периоды детства человек особенно восприимчив к тем или иным видам деятельности. Про сензитивные периоды очень хорошо написано у самой Монтессори. Если вкратце: чтобы маленький человек легко и эффективно овладел теми или иными навыками, знаниями и умениями, нужно интенсивно обучать его в «правильное время». Также очень важно учитывать особенности конкретного ребенка. Наблюдательная мама всегда вовремя разглядит выдающиеся способности своего чада. Может быть, будущий инженер-конструктор целые дни проводит, собирая из «Лего» роботов и несуществующую пока грандиозную технику? Или ваш малыш спортсмен, и его невозможно «сковырнуть» со шведской стенки? Моя дочка, у которой отмечают незаурядные музыкальные способности, еще в неполные три года могла довольно узнаваемо напеть известный мотив, а потом гордо заявляла: «я – маинький Мосяйт». Все дети, как правило, любят рисовать. Приглядитесь внимательнее: может быть, ваш малыш будущий художник? В любом случае, основное правило: ребенку должно нравиться его факультативное занятие. И тогда, даже если сначала получалось «не очень», силой содружества труда и желания, скоро он добьется видимых результатов.В выборе кружка нужно ориентироваться на предпочтения и способности ребенка. У родителей велик соблазн реализовать собственные нереализованные планы. В большинстве случаев (только если ребенок не разделяет ваше увлечение) это не принесет счастья никому. Наверное, каждый из нас может привести хотя бы один такой пример из близкого окружения. Например, несостоявшаяся балерина пытается сублимировать свою цель в дочке. Негибкая девочка без чувства ритма мучается в «прокрустовом ложе» неподходящего занятия, у нее ничего не получается, самооценка опускается ниже пуант, ночами снятся тортики, и портится характер. Она все равно не станет хорошей балериной. Лишь потеряет время и нервы. А ведь могла бы стать, скажем, замечательным художником или шеф-поваром? Конечно, выбор кружка не столь важен и фатален, как в ближайшем будущем – выбор профессии, но мы должны учиться эмпатии и чувствовать потребности и способности своего ребенка уже сейчас.Выбираем оптимальную нагрузку. У родителей часто присутствуют две крайности: «Не дай Бог перегрузить ребенка» и «Забить сетку трафиком дополнительных занятий, чтобы не оставалось свободного времени на глупости». Напомню часто забываемую истину: все люди разные. Одному ребенку интересны и шашки и бальные танцы, и фехтование… и еще в музыкальную школу он успевает бегать в перерывах между олимпиадами по математике. У него хватает сил, желания и способностей. Другой же с трудом «тянет» спортивную секцию два раза в неделю и кружок мягкой игрушки. Тут надо разобраться что к чему. Тип нервной системы у всех различается, может быть, нагрузки слишком велики? Может быть, нужно обратить внимание на здоровье – нет ли головных болей, повышенной утомляемости, в норме ли гемоглобин, доброжелательная ли обстановка в классе. Если ребенок здоров – не надо равняться на более шустрых одноклассников, у каждого свой жизненный темп. Пусть выберет себе те занятия, что по душе. Пусть их будет не так много. Вторая проблема – в том, что малыш ни к чему не проявляет особого интереса. На любые предложения заняться чем-нибудь интересным в тематической секции равнодушно пожимает плечами. «да ну! Неохота». Присмотритесь, чем он заполняет образовавшееся свободное время? Не слишком ли много в его жизни телевизора, мультиков, фильмов или компьютерных игр? Такой пассивный досуг имеет обыкновение «затягивать», вызывает определенного рода зависимость. Этого нужно избегать.Ну вот. Сфера интересов определена, объем нагрузки тоже. Теперь неплохо бы подумать как совместить все «технически». С прошлого года вступил в силу закон согласно которому в начальной школе после окончания уроков и до четырех часов дня работают факультативные секции. Если руководство школы подошло к внедрению новой мысли не формально, то это прекрасное решение проблемы. Ребенок может посещать часть необходимых «кружков» прямо «не отходя от кассы». Нет сложностей с «доставкой» ученика к месту обучения, все происходит в стенах школы. Бывает, что нужных вам секций там нет. Ну вот хочется ребенку заниматься конным спортом. Понятное дело, что кобылку ему в актовый зал не приведут. А если гора не идет к Магомету… То нужно тщательно рассчитать, сколько времени понадобится, чтобы добраться до конюшни, кто будет сопровождать туда ребенка. Если в семье оба родителя работают, то эта нагрузка скорее всего ляжет на плечи бабушек, или же придется нанимать няню, поскольку занятия проходят, как правило, в разгар рабочего дня. Мне лично очень удобно водить дочку вечером в бассейн. Пока она занимается в группе, я плаваю на соседней дорожке. Вот так желаниями и стараниями ребенка мы, взрослые, можем попутно улучшить свою физическую форму.И самое главное – без фанатизма. В начальной школе нет ничего страшного в том, что малыш пробует себя в разных кружках, причем некоторые из них довольно быстро «забрасывает». Он ищет себя, определяет свои интересы. Пока не попробуешь – не поймешь, что же тебе по-настоящему нужно. Целенаправленно заниматься с пеленок нужно, пожалуй, только в одном случае – если решено посвятить жизнь большому спорту. Но задумайтесь, ведь это выбор ваш, а не малыша.