Опубликовано 08 августа 2016, 12:00

Вскрываем детские психотравмы: гипноз поможет?

Примерно у 90% людей причиной невроза или психосоматического заболевания оказывается событие, перенесенное в раннем детстве. Как уберечь своего ребенка от психотравм? Какие заболевания можно вылечить с помощью гипноза? Об этом «Летидору» рассказывает Дарья Чевжик, психолог-гипнолог, специалист по неврозам и психосоматическим расстройствам.
Вскрываем детские психотравмы: гипноз поможет?

Вскрываем детские психотравмы: гипноз поможет?

Психотравма, полученная в детском возрасте, может послужить причиной различных проблем со здоровьем спустя многие годы. Дарья Чевжик, психолог-гипнолог, специалист по неврозам и психосоматическим расстройствам, рассказывает, на что следует обратить внимание, чтобы уберечь своего ребенка от детских травм, и в каких случаях может помочь гипноз.

Привет из раннего детства: новые болезни на старых психотравмах

Примерно у 90% пациентов, проходящих гипнотерапию, причиной невроза или психосоматического заболевания оказывается событие, перенесенное в раннем детстве: до 5-6 лет. Оно годами лежит глубоко в бессознательном и называется детской психотравмой. Что может ее провоцировать?

  • Стрессовые ситуации: крики, побои, оскорбления, унижения в семье;
  • Эмоции более сильного человека, который срывает их на беззащитном ребенке;
  • Стремление взрослых людей или детей постарше обидеть более слабого ребенка ради самоутверждения или вымещения собственных психологических проблем;
  • Различные формы испугов – даже, на первый взгляд, незначительные;
  • Родительские неврозы или неврозы того, кого ребенок считает авторитетом, так называемые «подражательные неврозы».

Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, уже не помнит о травмирующем событии, он продолжает носить в себе его на протяжении всей жизни, и в любой момент оно может дать о себе знать. Существует большое количество заболеваний, у которых корни в подавляющем большинстве случаев уходят в детство.

  • Заикания;
  • Аллергии;
  • Внезапно появившийся невроз;
  • Псориаз и другие кожные проявления;
  • Панические атаки;
  • Некоторые виды опухолевых заболеваний.

Почему так происходит? Мозг ребенка и мозг взрослого человека – это два разных мозга. Детский еще незрелый, гибкий, легко обучающийся, легко подстраивающийся и не способный делать адекватные логические выводы и заключения. Одно и то же событие взрослым и ребенком будет восприниматься по-разному. Если взрослый человек способен легко справиться со множеством жизненных испытаний, то для ребенка уровень стресса может оказаться критическим и при незначительных, с точки зрения взрослого, событиях, вот тогда-то и возникает психотравма.

Эмоциональный ребенок: владеть собой - владеть миром

Непосильная работа для мозга: «переварить» не удастся

Психотравма появляется тогда, когда нервная система не может или не способна справиться с предложенным ей вызовом. Можно привести простой пример из человеческой физиологии. Представьте, что вы съели что-то несъедобное. То, что желудок не может переварить, будет удалено из него при помощи встроенного механизма – рвотного рефлекса. Но как мозгу избавиться от того, что он не в силах усвоить и «переварить»? У мозга есть механизмы адаптации, он ищет пути выброса стрессовой энергии и излишних эмоций, так появляются неврозы и физические проявления психосоматических заболеваний.

Еще пример: ребенка трех лет напугала собака, его мозг не может «переварить» сильный испуг и проявляет его в виде заикания. Затем быстро обучающийся и адаптирующийся детский мозг закрепляет эту эмоциональную реакцию и создает поведенческий шаблон. Таким образом, заикание для него становится нормой. Теперь для того, чтобы от него избавиться, нужно «взломать» этот поведенческий шаблон и сделать отмену этой поведенческой реакции. Гипноз для этого – самый подходящий инструмент.

Исцеление творчеством: арт-терапия для детей

Кладовые бессознательного: разобрать весь «хлам» в голове

«Взламывать» нежелательные поведенческие шаблоны можно и у взрослых, даже у человека, который уже совсем не помнит событие, повлиявшее на возникновение психотравмы. К слову, забывание травмы – это еще один механизм адаптации нашего мозга. Но подсознание помнит все, что было эмоционально окрашено. Все, что вызвало в человеке эмоциональный отклик, можно отыскать в кладовых бессознательного. Вынуть это на поверхность и переосмыслить, уже с высоты прожитых лет. Именно таким образом идет работа при гипнотерапии. В сложных случаях, таких как заикание или псориаз, чем раньше начнется лечение, тем легче и быстрее наступит излечение. Потому что чем старше человек, чем богаче его жизненный опыт, чем больше пережито, тем больше и дольше приходится разгребать эмоциональные завалы, снимая слой за слоем.

Гипноз: включаем мозг, выключаем предрассудки

Психотравмы есть у всех

По большому счету на земле не существует людей без психотравм. Каждый человек в процессе взросления сталкивается с событиями, с которыми он не в силах справиться из-за нехватки жизненного опыта или внутренних сил. Кто-то пережил физическое насилие, кто-то был его свидетелем, кто-то попадал в аварию или в эпицентр боевых действий, над кем-то издевались сверстники, кого-то покусала собака, а кто-то просто упал с дерева и теперь панически боится высоты выше собственного роста. Почти что угодно может стать психотравмирующим событием, все зависит от возраста и, конечно, от индивидуального уровня чувствительности человека. Например, громкий хлопок из-за угла одного четырехлетнего ребенка напугает до слез, а другой просто вздрогнет и продолжит копошиться в песочнице, а в шесть лет те же самые дети побегут сломя голову смотреть, что же там бахнуло.

Роды под гипнозом – без боли?

Стресс как закалка

Стресс как таковой не есть нечто обязательно вредное, это не приговор, стресс учит нас выживанию, учит преодолению, приводит к адаптации и жизни в любой среде и при любых условиях. Стресс – это инструмент эволюции.

Человек так устроен, что будет искать механизмы компенсации и изживания из себя этой травмы:

  • Дети, у которых не складывались отношения со сверстниками, выбирают для себя в дальнейшем профессии и занятия, не связанные с общением. Например, они становятся программистами.
  • Те, кого в детстве били, идут заниматься спортом. И могут достигнуть там высоких результатов.
  • Те дети, которые сильно болели или пережили серьезную травму, могут связать свою жизнь с медициной или наукой.

В каком-то смысле набор этих детских травм формирует нас, делает нас теми, кто мы есть. Не каждая психотравма является абсолютным злом, она может дать человеку не меньше, чем отнимает у него. Все дело лишь в том, каким образом человеческий мозг к ней адаптируется, включит ли он нежелательные реакции, направленные на саморазрушение, или приведет к заболеваниям?

Кейт Миддлтон будет рожать под гипнозом

Самоизлечение или гипнотерапия?

Существуют случаи самоизлечения, когда в процессе взросления у человека вдруг проходят неврозы, аллергии или тот же псориаз. Это называется «перерасти невроз».

На это может повлиять смена:

  • окружения;
  • места жительства;
  • рода деятельности;
  • социального статуса.

Подросток может как бы перерасти свои страхи и зажимы. Но подобные случаи не так часты, как хотелось бы. Именно поэтому у психологов и гипнотерапевтов всегда есть работа.

Гипноз – это скорее техника для уже повзрослевшего мозга, активно живущего лобными долями, вооруженного аналитикой, логикой и критическим мышлением. Поэтому гипнотерапия используется для пациентов, начиная с подросткового возраста. У каждого человека созревание мозга происходит индивидуально, поэтому принять решение о гипнотерапии может только профессионал.

Почему она практически не применяется у детей младшего возраста? Дело в том, что в силу особенностей детской психики лечение проводится без применения гипноза. Получить доступ к «абстрактно-образному» мышлению можно просто с помощью игры на воображение и фантазии. Именно поэтому родителям рекомендуется обращаться к специалистам как можно раньше после получения психотравмы ребенком.

Психология помогает увлечь девочек другими науками

Вскрываем детские психотравмы: гипноз поможет?

Сеанс гипноза начинается

Существуют разные методики погружения в гипноз. Наиболее предпочтительной, с моей точки зрения, является мягкая техника, заключающаяся в максимальном телесном расслаблении и переключении работы мозга с логического мышления на «абстрактно-образное». Как это происходит?

Вход в гипноз. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на диване. При этом он полностью осознает все совершающееся. Человек понимает приходящие к нему из прошлого образы, переживает все события, как в реальности. Все это происходит как бы понарошку, но он верит во все происходящее так же, как ребенок верит в свою игру. Добравшись до травмирующего события, психолог-гипнолог и пациент начинают совместно менять правила игры, т. е. корректировать впечатление от травмирующего события таким образом, чтобы оно из травмы превратилось в опыт.

Выход из гипноза. После окончания сеанса гипноза человек, разумеется, помнит все, что происходило с ним за это время, а также и само травмирующее событие, но больше не чувствует сильных негативных эмоций по отношению к нему. Полное излечение возможно за считанные сеансы – в среднем от 3 до 5. В особо сложных случаях требуется больше сеансов. Гипнотерапия совершенно безвредна и очень эффективна. Все, что нужно для достижения результата, это желание человека избавиться от проблемы, и чем выше у него мотивация, тем быстрее будет достигнут результат.

Пассивная агрессия: как распознать и победить

Советы профессионала: как предупреждать психотравмы

Конечно, современная наука предлагает различные методы избавления от психологических проблем, в том числе и гипноз. Но какими бы действенными они ни были, стоит помнить, что любую проблему лучше и легче предотвратить, чем потом искать пути решения. Каждому родителю стоит придерживаться нескольких основных правил:

  • Не создавайте стрессовых ситуаций своими руками, не кричите и не бейте ребенка без действительно серьезного повода, а лучше вообще никогда. Даже не сомневайтесь, он будет помнить побои, крики и оскорбления всю жизнь.
  • Никогда не срывайте свои собственные эмоции на том, кто слабее, кто не может от них защититься и кто не в состоянии вам помочь. У вас нет на это права. Просто запомните, что если плохо вам, это не дает никакого права делать плохо другим.
  • Если вы видите, что вашего ребенка обижают более сильные или старшие – вмешайтесь. Защищайте своего ребенка. И учите его защищаться и просить помощи при необходимости.
  • Если вы заметили, что ребенок чего-то очень сильно испугался, даже если вам это кажется несерьезным или совсем не страшным, как можно быстрее успокойте его. Необходимо переключить его внимание на что-то другое – позитивное. Не дайте реакции страха запустить механизм травматизации! Самое простое – указать ребенку на что-то с эмоциональным возгласом: он быстро переключится, а страх рассеется.
  • Помните, что ваши дети – зеркальное отражение вас самих. Если вы ведете себя уверенно и спокойно, то и ваши дети будут спокойны и уверены в своей безопасности. И ни одна неожиданность не сможет пробить брешь в этой уверенности.

Психология детских коллективов