«Летидор» выясняет у экспертов, как взрослым реагировать на детские конфликты на детской площадке. Желание общаться со сверстниками приходит к малышам ближе к трём годам. Только как это делать, они пока не знают. Навыков общения ещё нет, поэтому на площадке дети могут драться, отнимать чужие игрушки, бросаться песком. Родители часто теряются в такой ситуации или, наоборот, реагируют слишком эмоционально. Мы обратились к экспертам, чтобы узнать, как помочь своим детям справиться с конфликтом и что делать взрослым, если их малыша обидели.Анастасия Рыхлова, PR-директор сети развивающих центров «Крошка.Ру»** _ Станьте для своего ребёнка образцом для подражания. Показывайте, как нужно вести себя в сложных ситуациях, особенно если вас обидели. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в конфликт между малышами. Чтобы подготовить кроху к конфликтам, которые ждут его на детской площадке, смоделируйте эту ситуацию дома. Проиграйте в конфликт в небольшом представлении. Возьмите его любимые игрушки и представьте, что они сидят в песочнице. Вот мишка отнял лопатку у зайки, что делать каждому из них? Как поступить, если волк внезапно ударил лису? Через игру вы сможете донести правильные модели поведения в разных ситуациях. Все, что сказано или сделано персонажами, к которым ребята питают теплые чувства, воспринимается порой даже более авторитетно, нежели слова мамы.Святослав Шевченко, священнослужитель Благовещенской Епархии РПЦ, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства** _ У меня на этот счёт однозначное мнение педагога, священника и отца двух сыновей. Для того чтобы из ребенка вырастить великодушного и смелого человека, ему нужен как раз этот опыт экстремальных ситуаций и правильных выходов из них. Такой опыт получают все дети в коллективах, начиная с детского сада. Родители должны помочь своим детям разобраться в ситуации — ведь иногда они сами виноваты в том, что кто-то щелкнул их по носу. А затем посоветовать, как принять правильное решение. И в этих решениях применение силы — крайний случай. Я учу своих сыновей демонстрировать свою силу не через драки, а в различных спортивных играх, которые дети сами и придумывают. Если ваши дети занимаются борьбой, вы должны донести до них мысль, что свои навыки они не должны применять для агрессии. Я рассказываю своим детям, а иногда даже объясняю в ролевых играх, в каких ситуациях нужно применять силу, а в каких — нет. Применять силу можно исключительно для защиты слабых. И мои дети это знают.Мишанина Наталия, руководитель психологической службы благотворительного фонда «Арифметика добра»** _ Главный метод обучения разрешению конфликтных ситуаций с другими детьми — это пример самих взрослых. Дети учатся у старших, подражая их поступкам, словам и действиям. При этом взрослые должны нести ответственность за то, что они делают и что говорят. Они должны быть последовательны в своих словах и действиях. Если все же конфликт между детьми произошел на глазах у взрослых, например, в обычной игре, предлагаю поступать по следующим правилам. Успокойте детей. Объясните им ситуацию, в которой они только что оказались, но ни в коем случае не решайте за них, кто прав, а кто виноват. По очереди выслушайте обе стороны конфликта, при этом оставаясь беспристрастными. После этого дайте свою оценку происходящего, например: «Я видела, как Петя толкнул Ваню. Ваня не удержался, упал и ударился коленом о скамейку. Я представляю, как Ване сейчас больно. Когда ударяешься коленкой, это больно. Да, Петя?». При этом вы обидчика присоединяете к чувствам обиженного. А с обиженным ребенком, наоборот, разделяете его чувства. Расскажите детям, как можно было выйти из конфликта мирным путем. Закрепите этот урок, показав детям на своем примере, как нужно объяснять свои поступки и чувства.Пахомова Ирэна, семейный психолог** _ Если ребенка кто-то обидел, родители чаще всего рвутся в бой, чтобы защитить свое чадо. А могут и сказать «Сам виноват!» или «Иди дай сдачи!». С точки зрения психологии — это не совсем верные реакции родителей на происходящее. Сперва не вмешивайтесь, а понаблюдайте за ребенком. Достаточно пары минут. Это необходимо, чтобы понять, а стоит ли вам вмешиваться. Может быть, ребенок справляется сам. Пусть не совсем адекватными способами, но все-таки он САМ пытается выйти из непривычного для него положения. До 7 лет не рекомендуется учить детей давать сдачу. Это связано с тем, что после 7 лет начинают формироваться отделы головного мозга, отвечающие за волевое усилие. Дошкольник еще не способен контролировать свои реакции. И если мы учим его давать сдачу, то дети активного темперамента будут драться на всю катушку. А пассивные не будут готовы отвечать. Ребёнка после 7 лет хорошо отдать в любую секцию борьбы, где его научат грамотным способам самообороны, которые он сможет применять адекватно ситуации в силу возраста. Но в любом случае нам следует учить ребенка договариваться словами. Даже если на него лезут с кулаками.