Все родители хотят, чтобы их дети были самыми успешными и добились всего, чего захотят. Для этого ребенку нужно дать свободу выбора, и тогда он сможет многому научиться сам. «Есть мечта — иди к ней, не можешь идти — ползи, не можешь ползти — ляг и хотя бы лежи по направлению к ней» — такой подход очень популярен у многих родителей, которые стремятся во что бы то ни стало привести ребенка к победе. При этом они не всегда спрашивают, нужна ли эта победа самому ребенку. О том, от чего зависят успехи детей, а также о том, чем грозит излишняя настойчивость родителей, рассказывает психолог Ольга Маховская. Упорство в достижении целей — это, разумеется, похвально, особенно когда его демонстрирует не взрослый состоявшийся человек, а ребенок. Однако, прививая детям ответственность и воспитывая в них целеустремленность, очень важно не перегибать палку и не превращать детство в бесконечную гонку за медалями и трофеями, будь то спортивные награды, идеальный аттестат или 100 выученных за неделю стихотворений.Вообще очень многое зависит от темперамента. Сангвиники очень быстро все схватывают — это как раз те 10-15% детей, которые ловят все на лету и справляются с задачей с первого раза, но при этом у них, как правило, прекрасно развито чувство оптимальных усилий: они редко оттачивают свои умения до абсолютного мастерства, довольствуясь уровнем «на твердую четверку». Холерики, наоборот, прикладывают слишком много сил, чтобы достичь какой-либо цели, однако такой перебор зачастую не помогает им — дети рвут рисунок, слишком сильно вдавливая карандаш в бумагу, ломают мелкие детали, собирая мозаику или конструктор. Меланхоликам мешают чрезмерная тревожность и страх что-то сделать не так, боязнь не оправдать надежд и провалиться, а флегматикам может не хватать энтузиазма и интереса.Все это необходимо учитывать и не требовать от разных детей одинаковых результатов — избегать, например, фраз «Посмотри, какие у других аккуратные рисунки, не то что у тебя» или «Твой старший брат в 10 лет уже умел ездить на велосипеде, а ты все никак не научишься». Еще один важный фактор — фактор возраста. Дошкольнику спокойно можно дать гораздо большее количество попыток овладеть чем-то новым — между демонстрацией какого-то действия и окончательным формированием умения должен пройти период кристаллизации навыка.Рано или поздно у него обязательно получится, а вот критика может остаться в сознании болезненным вспоминанием. В принципе, оцениваться должно конкретное достижение, а не вся личность в целом — это касается как похвалы, так и критики. Ребенок должен понимать, что неудача не означает поражение в правах, что родители не будут его меньше любить, а сам он не станет хуже, если не справится с первого, второго или даже третьего раза.Полезно отслеживать промежуточные результаты — например, хранить рисунки или поделки: во-первых, это поможет заметить, как меняются и оттачиваются навыки, а во-вторых, можно будет подбодрить ребенка, продемонстрировать, что прогресс есть. У детей более старшего возраста процесс освоения новых навыков и достижения своих целей занимает уже меньше времени, и в идеале попыток требуется не 7-10, а 3-4, однако все равно школа, с первого по одиннадцатый класс, дается все-таки на пробы и ошибки. Дети ищут себя, социализируются, вырабатывают те навыки, которые пригодятся им в будущем. Они могут увлекаться всем подряд, ходить сразу в несколько кружков, бросать занятия, если чувствуют, что это не их. Конечно, многим родителям такой подход не по душе — ведь все это требует, помимо прочего, и материальных затрат: например, купить спортивную форму или музыкальный инструмент, и поэтому хочется знать наверняка, что все усилия не напрасны и принесут плоды в будущем.Конечно, потакать всем капризам тоже не стоит — если цель действительно важна самому ребенку, родителю необходимо объяснить, что не надо опускать руки, если с первого раза ничего не получается. Нужно пробовать, пробовать и еще раз пробовать, как Питер, герой мультфильма «Безумные гонки», который выходит по будням в 18:25 на телеканале Boomerang. У него есть мечта — стать профессиональным гонщиком, и, хотя от природы у него нет сверхспособностей к вождению автомобиля, именно упорство и целеустремленность помогают ему побеждать.Бывают одаренные в очень узком диапазоне дети — им блестяще удается что-то одно, а в остальном они мало чем отличаются от других детей. Например, ребенок может прекрасно играть на фортепиано или быстрее всех пробегает стометровку, но при этом плохо читает или катастрофически неусидчив. В этом тоже нет ничего страшного — это нужно понять в первую очередь самим родителям.Нередко те детские увлечения, которые родителям кажутся пустой тратой времени, оказываются принципиально важными в профессиональной сфере. Именно поэтому психологи против ранней специализации и советуют не торопить ребенка, дать фундаменту окрепнуть. Дети, у которых было много хобби и интересов, вырастают уверенными в себе и легче обучаются, они уже представляют, чего хотят и как этого достичь, их базовые навыки отточены лучше.Такие родители, как правило, особенно требовательные и прилагают все усилия, чтобы ребенок справился с поставленной задачей любой ценой, даже если ему самому это не нужно или не нравится. Такое упрямство родителей, которые отбирают у детей право на ошибку, может закончиться трагедией — например, ребенок на ровном месте очень тяжело заболевает, потому что родители постоянно поднимают планку и не хотят слышать никаких доводов.Он просто сдается, говорит: «Все, я понял, я ни на что не способен, я слабый, оставьте меня в покое». Чтобы не доводить ситуацию до критической точки, необходимо быть деликатным и осторожным как в оценках, так и в подходе: дать ребенку понять, что цель в жизни — это прекрасно, но стоит адекватно оценивать затраты на ее достижения, при этом всегда можно адаптировать задачу под себя.Со временем это поможет ребенку понять, что какой-то строго ограниченной обязательной прямой трассы нет — в жизни бывают тупики, развилки, перекрестки и при этом множество дверей, в которые можно постучаться. Ольга Маховская — психолог-исследователь, кандидат наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа. В рамках международных научных программ России, Франции, США проводит различные исследования и читает лекции по всему миру. Являлась директором по содержанию телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам» в России, проводила международные круглые столы в Париже, Москве, Сиэтле, вела собственную программу для родителей. Ольга Маховская часто выступает на телевидении, радио, площадках тренинговых компаний. Автор бестселлеров для родителей «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить?», «Как воспитать ребенка в мире без границ», «Позитивное воспитание», «Думай как ребенок. Поступай как взрослый», «Тайны предметного мира ребенка», «100 ошибок родителей, которых легко избежать» и других. Они переведены на разные языки мира. Фото: Shutterstock.com