Опубликовано 06 июня 2013, 14:11

Учим делиться игрушками: уроки для трехлеток

Хорошая новость – дети знают, что уже нужно делиться в возрасте 2-3 лет. Плохая – по большому счету им на это наплевать. Что с этим делать родителям?
Учим делиться игрушками: уроки для трехлеток

Учим делиться игрушками: уроки для трехлеток

«Это мое!» – рыдает моя трехлетняя дочь. При этом в глазах ее такая безутешная тоска, как будто весь мир покушается на то единственное и сокровенное, что у нее есть! Ссоры и истерики под общим лозунгом «Мое!» происходят между детьми с завидной регулярностью. Года полтора назад в нашей семье исполнителем главной роли в подобных сценах был сын. Теперь дочь достойно продолжает начатое им дело. Мои дети погодки (почти 4 года и 5 лет). Так что я имею завидную возможность наблюдать смену периодов в их поведении без каких-либо разгрузочных промежутков. Только сын завершил период «а мне уже 3!», как в него незамедлительно вступила дочь. Первое, что она сделала – начала столбить территорию. Тут же были распределены места за обеденным столом,  ящики письменного стола в детской, которые до этого момента были общими получили название «твой» и «мой», кроме того в детской был зарезервирован угол, где она стала складывать все, что по ее мнению принадлежит ей. Следующий этап – борьба за «свое» с окружающими, прежде всего со старшим братом.

Все происходящее – часть естественного процесса развития человеческой личности. Более того, психологи говорят нам, что такое поведение ребенка означает, что он развивается правильно. Почему же тогда с новоявленным собственником становится так трудно сосуществовать? Да потому, что «своим» он считает любую вещь, которая ему понравилась, и совершенно не собирается ничем делиться. Вот тут то и начинаются бесконечные конфликты под аккомпанемент отчаянных воплей «Это мое!».

Умение делиться – очень важный психологический и социальный навык. Чтобы им овладеть ребенку необходима помощь. Причем учиться делиться и не брать чужое он будет практически одновременно. Взрослым придется запастись терпением, так как процесс это не быстрый. Помимо всего прочего он связан с механизмами саморегуляции и самоконтроля, а они развиваются у ребенка гораздо позже.

С чего начать?

Прежде всего позволить ребенку иметь «свое». Нельзя научить делиться того, у кого ничего нет. Более того, не возможно делиться тем, что и так общее. Как только вы заметили, что ребенок начал столбить территорию – выделите ему его собственное пространство: ящик, полку, коробку – все что угодно, но это должно быть место, на которое никто больше не будет покушаться. Если детей в семье несколько можно использовать карточки с именами или какие-то другие обозначения, по которым сразу будет понятно, чья это вещь или место. Считайте, что в вашей семье наступил период феодальной раздробленности. Это необходимый этап. Маленькие «князья» должны утвердиться в своих владениях и осознать, что эта территория (вещь) принадлежит только им. Теперь остается понять, что у других также есть свое пространство и им не нравится, когда на него посягают. Этому ребенка нужно учить. Конфликтов скорее всего избежать не удастся, но при этом совершенно необязательно вести пограничные войны. С любым ребенком можно договориться, надо только знать,  как это сделать.

1 из 4

ПредыдущаяПочему истерика?