Три способа научить ребенка понимать свои чувства (это важно!)
И точно пригодится ему во взрослой жизни© Depositphotos
Идеальный возраст для того, чтобы делать первые шаги в этом направлении, — 4-6 лет. С чего стоит начать, «Летидор» попросил рассказать Дарью Завьялову, психолога-преподавателя Национального социально-педагогического колледжа (@nspk_college).
Из-за недостатка практических исследований психологи и психофизиологи затрудняются с однозначным ответом на вопрос, в каком возрасте у ребенка формируется эмпатия. Некоторые специалисты предполагают, что первые зачатки этого качества есть уже у младенцев, а активное формирование эмпатии начинается приблизительно в три года, когда ребенок психологически отделяется от мамы, начинает активно осознавать себя как отдельного человека.
В его лексиконе впервые можно услышать местоимение «я».
Психологи выделяют три условия для развития у ребенка способности понимать свои чувства и сопереживать другим:
Собственный положительный опыт получения эмпатии
Важно, сопереживают ли малышу родители — разделяют ли с ним радость, грусть, другие эмоции. Допустим, ребенок расстроился из-за того, что упал с горки. Он бежит к родителям и плачет. Если мама и папа сочувствуют ему, например, так: «Понимаю, как тебе больно» — то это и есть положительный опыт получения эмпатии. Или малыш закинул мяч в сетку и торопится к взрослому, чтобы поделиться своей радостью, а он отвечает: «Понимаю, как тебе радостно. Мне — тоже».
Осознание своих чувств, эмоций, переживаний
Следующее условие развития эмпатии — это помощь ребенку в назывании его переживаний. «Сейчас ты злишься, сейчас печалишься, а это называется любопытством». Человек способен испытывать огромную палитру эмоций. И малыш сможет отличить грусть от страха, радость от удивления, отвращение от страха только с помощью взрослого. Поэтому так важно каждый раз называть ребенку эмоцию, которую он испытывает, и подтверждать ее.
Например, когда дошкольник расстраивается из-за расставания с мамой в детском саду, стоит сказать ему: «Ты грустишь, я тебя понимаю. Мне тоже очень грустно. Но вечером (когда на улице стемнеет) мы опять встретимся, пойдем домой и весь вечер будем вместе». Постепенно ребенок начнет ориентироваться в своих переживаниях сам.
Это очень ценная способность, которая поможет ему отличить «своих» людей от «чужих», понимать, как он чувствует себя в коллективе и т.д.
Предположение и осознание ребенком чувств, которые может испытывать другой человек
Когда родители постоянно сопереживают ребенку, а также называют ему его чувства, это формирует условия для того, чтобы малыш начал сопереживать другим детям.
При этом не надо форсировать события, так как малыш может быть попросту не готов сопереживать другим. Просто учите его бережно понимать, что происходит с другими детьми, проговаривая это слух и рассказывая о переживаниях других.
Например, когда кто-то упал на детской площадке и плачет и эта ситуация привлекает внимание вашего ребенка, объясните:
«Наверное, этот малыш сильно ударился, и ему сейчас больно. Помнишь, как ты тоже упал и у тебя болела коленка?»
Люди не рождаются со способностью к сопереживанию, и от поведения родителей будет в значительной мере зависеть, приобретут ли они эту способность к 8-10 годам. Роль семьи в развитии у ребенка эмпатии ключевая. Так что от родителей в значительной мере зависит, будет ли ребенок в ладу с собой, а также насколько хорошо у него получится выстраивать отношения с другими людьми. Те зерна, которые семья закладывает в ребенка в детстве, со временем прорастут и принесут свои плоды.
Фото: Depositphotos