Токсичный стресс у детей
Токсичный стресс у детей
Будущее любого общества зависит от его способности обеспечить здоровое развитие следующего поколения. Обширные исследования в области природы стресса доказывают, что полноценное человеческое развитие невозможно в условиях перманентного воздействия тревожных факторов. Стресс разрушительное влияет на здоровье, способность к обучению и социальную адаптацию.
Согласно определению из американского медицинского словаря, токсичными называются отрицательные эмоции, вызываемые тревогой или злостью, которые оказывают негативное влияние на психическое и, возможно, физическое здоровье объекта агрессии.
Относительно недавно центр развития ребенка Гарварда выделил тему изучения и профилактики токсичного детского стресса в отдельное направление. Центр запустил проект «Победить токсичный стресс» (Tackling Toxic Stress) – серию журналистских публикаций, призванных показать, какие именно изменения в работе с детьми и семьями предлагают государственные и общественные институты, с учетом подтвержденных научных знаний о негативном влиянии токсичного стресс на раннее детское развитие.
«Хороший» и «плохой» стресс
Важно понимать, что умение справляться с трудностями – необходимый этап полноценного развития ребенка. Когда во взрослом возрасте мы сталкиваемся со стрессовой ситуацией, у нас учащается сердцебиение, повышается давление и вырабатывается гормон стресса кортизол. Иными словами, наш организм мобилизуется и готов к ответу. Когда маленький ребенок сталкивается со стрессовой ситуацией, то именно поддержка значимых для него взрослых людей позволяет его организму быстро справиться с тревожными переживаниями. Так формируется стрессоустойчивость. Но если стресс продолжителен, а ребенок не получает полноценную поддержку взрослого окружения, то в результате в работе мозга происходят необратимые нарушения, влияющие на всю дальнейшую жизнь человека.
Исследователи Гарвардской школы выделяют три вида стресса: позитивный (positive), терпимый (tolelerable) и токсичный (toxic).
«Позитивный» стресс является естественным и необходимым этапом здорового развития человека. Его характеризуют кратковременное учащенное сердцебиение и плавное повышение гормонального уровня.
Подобный стресс ребенок может испытывать, оставаясь в первый раз в детском саду или после посещения доктора и уколов. «Терпимый» или «управляемый» стресс вызывает более резкую психофизиологическую реакцию организма. Этот вид тревоги вызывают ситуации, связанные с потерей близких, разводом родителей, природными катаклизмами. Если ребенок не живет длительное время в подобной ситуации или ее последствиях, и рядом с ним находится заботливый взрослый, помогающий переживать негативные эмоции, ребенок полностью восстанавливается от пережитого стресса. Если же у ребенка нет возможности пережить травматическую ситуацию в благоприятных условиях, то она может в дальнейшем стать причиной необратимых изменений в физическом и психологическом развитии.
«Токсичным» для ребенка стресс становится, если негативные эмоции приходится испытывать продолжительное время, не получая адекватной поддержки со стороны взрослых. Сюда относятся ситуации физического и психологического насилия или равнодушия со стороны взрослых, денежные проблемы семьи, родственники, страдающие алкоголизмом, наркоманией или психическими заболеваниями.