Каждый ребенок испытывает потребность время от времени бывать только с мамой или только с папой. Как уделять время каждому из детей? Недавно на аллее детского сада нас с Мариком обогнали двое – сын и отец. Я услышала обрывок их разговора: – Ты ведь хотел, чтобы тебя сегодня забрал я, вот я и освободился пораньше, – говорил папа, а мальчик бежал рядом, еле поспевая за скорым родительским шагом. А потом мы увидели, как отец открыл кабину большущего эвакуатора и подсадил сына на сиденье. Как же горд был мальчишка, как счастлив! На огромной машине, осмотреть которую остановились все дети, оказавшиеся поблизости, с папой, вдвоем, и он – вроде бы еще по всем меркам маленький, но уже в кабине, практически за рулем, как большой! Каждый ребенок испытывает потребность время от времени бывать только с мамой или только с папой. У совсем маленьких случаются периоды, когда они вдруг перестают подпускать к себе кого-либо, кроме мамы, или неожиданно требуют, чтобы им читал, купал и укладывал на ночь исключительно папа. Детям постарше тоже нужен «мамин час» и «папин час» – время, которое целиком и полностью принадлежит двоим. И особенно актуально это, когда в семье больше одного ребенка и такой час необходим каждому. Времени на это, как водится, не хватает. Однако, это тот 25-й час, который стоит найти. – Мама, давай поиграем во что-нибудь, во что любят играть девочки! – так мой сын намекает на слабость моего пола и объявляет о желании побыть со мной вдвоем. Мы достаем лото, коробку с пазлом или садимся вместе раскрашивать одну и ту же картинку – Марику действительно не важно, чем мы сейчас занимаемся, он просто хочет быть с мамой. Само собой получилось, что за каждым из родителей в нашей семье закрепились свои «часы» – традиции совместных занятий. С папой Марик ставит машину в гараж, лепит из снега совенка, ездит бросать камушки в озеро, а также получает свой законный и, наверное, самый любимый вечерний час веселых игр: домашний футбол и боулинг, автомобильные гонки и вольная борьба. А вот идти в магазин – это с мамой. И делать утреннюю зарядку – тоже с мамой. И все спокойные настольные игры – тоже по моей части. Такое негласное разделение игровых обязанностей в соответствии с родительскими предпочтениями и темпераментом – обычное дело. Один мой знакомый, например, очень нервничает, если приходится что-то объяснять детям, поэтому он старается не вмешиваться в выполнение ими школьных заданий и официально снял с себя полномочия тренера в домашнем шахматном кружке – признает, что не умеет поддаваться и раздражается, когда его не понимают с первого слова. Зато на открытом воздухе нет аниматора лучше, чем он. Поэтому все велосипедные прогулки, походы, плавание в реке, сбор грибов и ягод – это то, что дети всегда делают в компании папы, в активных занятиях ему нет равных. Мне встречалась лишь одна семья, в которой муж, жена и их дети были словно срисованы друг с друга и любили делать все одинаковое. Завсегдатаи пионерских лагерей, все они хорошо играли на музыкальных инструментах, постоянно участвовали в самодеятельности, устраивали домашние концерты и жили крайне насыщенной жизнью, передавая свои привычки, как генетический код, детям и внукам. Но это, скорее, исключение. У большинства родителей и детей, все-таки бывает разный темперамент и потребности, но в семейной жизни это может сыграть на пользу. Поскольку, стараясь найти время, чтобы побыть один на один с ребенком, родитель может выбрать занятие, которое ему самому по силам и по душе.Как же уделить время каждому из детей?Простыми вариантами делятся родители, в чьей семье два и более ребенка: во время тихого часа младших детей, заниматься нешумными делами со старшими: лепить, рисовать, готовить обед и беседовать; совершать совместные пробежки. Ребенок может бежать вместе с вами или же он может ехать параллельно на велосипеде или самокате; попросить одного из детей помочь вам сделать что-то по дому: перебрать вместе игрушки, рассортировать одежду, испечь печенье; поискать совместное увлечение: уроки в арт-студии, бассейн, фитнес-клуб; если один из детей – жаворонок, пользоваться его ранним подъемом, чтобы вместе выпить первую чашку чая; по очереди устраивать день ребенка: закрепить за каждым из детей выходной, в который они смогут выбирать, куда пойти и чем заняться с папой или мамой; делать прически – даже в нашем детском саду это целый ритуал и, как признается воспитательница, девочки всего за пять минут плетения косичек успевают поделиться со взрослым своими многочисленными мыслями; кататься на машине, велосипедах, роликах – возможность одновременно двигаться и разговаривать; забираться в домик из одеял, обниматься и говорить обо всем на свете; идти в кино, а после сеанса не возвращаться сразу домой, а поесть мороженого в кафе или прогуляться, чтобы поделиться впечатлениями от увиденного; научить ребенка чему-то новому: играть в шахматы, в теннис, бадминтон; если ребенок увлекается чем-то творческим, сходить вместе с ним в магазин крафтовых товаров и выбрать новые материалы; если есть возможность, сводить ребенка к себе на работу. Практически все выросшие дети с удовольствием вспоминают о том, как у родителей на работе можно было печатать, рисовать, считать на калькуляторе и воспринимают такой поход как приключение; сделать сюрприз и забрать ребенка из детского сада перед обедом, а потом пойти в кафе и на прогулку; разрешать старшим детям ложиться позже младших, чтобы поговорить и почитать в вечерней тишине; чтобы не вызывать ревность, постараться заняться с одним ребенком тем, что второму скучно, неинтересно или не по возрасту, например, сходить в музей или кино со старшим, пока младший останется дома или отправится в кукольный театр с другим родителем. Мамин и папин часы могут стать регулярной, планируемой традицией или же это каждый раз может быть спонтанное мероприятие, доставляющее всем радость. Главное в том, что такие «свидания» один на один с ребенком позволяют и взрослому, и малышу почувствовать прочную связь друг с другом. Время вдвоем – отличный способ для детей поделиться секретами, чем-то наболевшим, получить безраздельное внимание мамы или папы. Нам часто кажется, что, если бы существовал какой-то особенный 25-й час, мы могли бы, наконец, отдохнуть, расслабиться, отвлечься, никуда не спешить. А на самом деле этот 25-й час уже существует, стоит лишь отключиться от внешнего (забыть про телефон, Интернет, телевизор, дела на кухне и не поглаженную рубашку), присесть на пол рядом с ребенком и предложить поиграть вместе. Это и будет настоящий отдых: вы, ваш ребенок и его любимая игра. Даже если дочь в сто двадцать пятый раз попросит вас организовать пластилиновый обед для кукол. Даже если сын вновь принесет зачитанного до дыр «Доктора Айболита», про которого уже и утром читали и перед сном вспомнили обязательно. Это ведь свидетельство той самой необходимой детям стабильности. Как писал французский писатель Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман»: «Ведь, значит, мы с тобой любим друг друга, раз нам достаточно без конца перечитывать одну сказку!»