Опубликовано 09 октября 2014, 16:40

Совместный сон после года: 5 трудностей, с которыми сталкиваются родители

Вопрос «где спит ваш ребёнок?» является стандартным на приёме у детского психолога. Семьи, практикующие совместный сон с детьми после года, оказываются на приёме довольно часто. С какими психологическими трудностями они сталкиваются?
Совместный сон после года: 5 трудностей, с которыми сталкиваются родители

Совместный сон после года: 5 трудностей, с которыми сталкиваются родители

О совместном сне с ребёнком написано огромное количество статей, проведена масса исследований разной степени научности, и, наверное, у каждого родителя есть какое-то мнение на этот счёт. Частные мнения почти всегда очень полярны, от «как это можно – спать с детьми» до «что за глупость эти детские кроватки». Исследования говорят о гигиене, безопасности, комфорте, возможности выспаться, налаживании грудного вскармливания и даже влиянии на возникновение ночных апноэ у новорожденных.

Какие-то и этих вопросов оставим медикам, другие же являются областью ответственности каждой отдельной семьи. Поговорим о психологических аспектах темы. Вопрос «где спит ваш ребёнок?» является стандартным на приёме у детского психолога. И семьи, практикующие совместный сон с детьми после года, оказываются на приёме довольно часто. С какими же психологическими трудностями они сталкиваются?

Нарушение границ

86519780.jpg

86519780.jpg

Новорожденный ребёнок психологически неотделим от своей матери. Хотя их организмы уже разделены, пуповина перерезана, они оба ощущают себя друг с другом одним целым. Ребёнок ещё не понимает и не может выразить свои потребности, это делает за него мама. В случае беспокойства малыша, она пытается определить, голоден ребёнок, замёрз, испугался или устал. Адекватно реагируя на нужды малыша, она не только заботится о его физическом состоянии, но и учит понимать свои внутренние сигналы – потребности, чувства, состояния. Постепенно ребёнок приобретает самостоятельность, возникает его собственная психологическая «территория». Но иногда этого не происходит. Ребёнок может не понимать, где его желания, а где мамины, он не в ладах с собственным организмом, ему вообще трудно стать отдельной личностью.

Здесь вспоминается известный анекдот:

– Сыночек, иди домой!
– Что случилось, мама, я замёрз?
– Нет, ты хочешь кушать!

Эта ситуация, казалось бы, очень удобна – полностью управляемый, послушный ребёнок. Но в реальности происходит далеко не так.

Родители пятилетнего мальчика обратились по поводу трудностей адаптации сына к детскому коллективу. Он не мог играть с другими детьми, дрался, отбирал игрушки, требовал, чтобы все играли только по его правилам. При этом, когда ему предоставлялась возможность руководить игрой, делать он этого не мог, а становился очень беспокойным. Мальчик спал вместе с родителями, кроватка использовалась как место для наказания – туда отправляли за плохое поведение.

Собственные желания и чувства у ребёнка есть, просто он не может их осознать, и они хаотично возникают в его душе, делая поведение проблемным. Не понимая своих чувств, малыш не может представить, что отдельные переживания могут быть у взрослых, заботящихся о нём. Он не учитывает, что мама устала, папа занят, а друг Петя не хочет строить башню из кубиков. В таком случае необходимо выстроить границы личности ребёнка, отделить «своё» от «чужого».

1 из 5

ПредыдущаяНеспособность справляться с негативными эмоциями