Опубликовано 27 сентября 2014, 10:00

Софрология или лекарство от стресса

Школьные будни часто кажутся утомительными. И дело тут не только в большей загруженности и объеме новой информации. Чтобы справиться с новым учебным годом, не достаточно купить учебники и тетради, важно подумать и о «внутренней готовности»: уметь побороть плохое настроение, раздражительность, страх.
 Софрология или лекарство от стресса

Софрология или лекарство от стресса

Софрология как методика была открыта в шестидесятые годы колумбийским ученым Альфонсо Кайседо. Это комплекс упражнений, направленный на самопознание и саморазвитие, пользующийся заметным успехом в Европе. Для того, чтобы его освоить, не потребуется ни специальное оборудование, ни отдельное помещение – разве что желание и готовность делать несложные упражнения. Сам термин «софрология» выбран не случайно – в нем сочетаются три ключевых понятия, «три кита», на которых стоит вся методика: гармония (греческое “sos”), душа (“phren”) и наука (“logos”). Никогда не рано начать осваивать эту методику : даже в возрасте 5-6 лет дети с ней вполне справляются. Малышам рекомендованы короткие сеансы (не более 15 минут).

Эксперты-софрологи, рассказывая о своем опыте в этой области, подчеркивают важность доверительных отношений между ребенком и специалистом. Сами не замечая того, дети учатся концентрировать внимание, не бояться неудач, справляться с раздражительностью во время школьных занятий.
Софрология – это, в первую очередь, обучение релаксации. Комплекс дыхательных упражнений, возможность выговориться, рассказать о том, что не получается, о том, что беспокоит, и научиться с этим справляться – именно этому и посвящены сеансы этой методики. С каждым ребенком необходимо работать индивидуально – ведь только так можно найти правильный подход. В процессе занятий улучшается работа головного мозга, стимулируются навыки самоанализа (интроспекции), контроль над собственными эмоциями. Правильное положение тела во время учебы способствует лучшей концентрации и, соответственно, усвоению знаний. На подсознательном уровне дети учатся следить за осанкой, развивают память и интерес к новым знаниям.

Как часто мы склонны ругать детей за плохие оценки в школе, объясняя неудачи капризами и ленью, даже не задумываясь о том, что причины низкой успеваемости могут быть гораздо более глубокими. Наталья Кайседо, дочь основателя софрологии Альфонсо Кайседо, дипломированный специалист в области нейропсихологии и психиатрии, всегда начинает сеансы со своими маленькими пациентами с просьбы описать один из будних дней. Рассказ о школе и домашних делах сближает специалиста и малыша, делает их общение более доверительным и неформальным, а также дает представление об отношениях с родителями, учителями, одноклассниками. «В последнее время я замечаю, что родители ждут слишком многого от своих детей, – говорит Наталья, – кроме учебы, школьники загружены различными секциями, кружками, у них не остается свободного времени для отдыха. Дети перестали мечтать и интересоваться своим внутренним миром, проводя все больше времени в интернете».

То, что предлагают софрологи, не является лечением; это скорее игра. Сначала детям предлагается одно упражнение – например, научиться расслабляться перед сном, чтобы избавиться от бессонницы. После нескольких занятий, когда школьники видят результат, им становится еще интереснее посещать сеансы, познавать себя и открывать новые возможности. Они живут в гармонии с собой и своим телом.

Упражнения, из которых состоит эта методика, совершенно разные и служат разным целям: например, чтобы компенсировать недостаток мотивации, специалисты просят своих подопечных… мечтать. Мечтать, представлять, чем бы они хотели заниматься в будущем, строить планы… так дети лучше понимают, чего они хотят, ставят цели, учатся их достигать.

Очень часто причиной головных болей, стресса, высокой утомляемости является неправильное дыхание. Для тренировки правильного дыхания (с помощью брюшных мышц) софролог из Парижа Лоранс Ле Анри рекомендует следующее упражнение: ложимся на спину «звёздочкой», полностью расслабляемся; сделав небольшой кораблик из бумаги, поиграем в «шторм»: поставив кораблик на живот, заставляем его подниматься и опускаться, в такт нашему дыханию. Дети обожают это упражнение! Даже самые маленькие каждый раз охотно выполняют его.

В начале учебного года, когда нагрузки возросли, а организм еще не привык к более интенсивному расписанию, дети больше всего подвержены стрессу. Именно переутомление часто является причиной бессонницы. Поэтому важно уметь «подготовиться» ко сну: в первую очередь, проветрить комнату. Свежий воздух помогает снять напряжение, расслабиться.

Специалисты советуют также избегать активных занятий вечером. Не стоит «сидеть у экрана», будь то компьютер или телевизор. Это еще больше утомляет малыша, создавая дополнительную нагрузку на зрение. Лучше почитать ему что-нибудь вслух на ночь – сказку или веселые, смешные рассказы.
Одно из интересных упражнений называется «Дерево».  Выполнять его можно как стоя, так и сидя. Во втором случае руки лежат на коленях, спина прямая, тело полностью расслаблено. Обе ступни стоят на полу. Закрыв глаза, начинаем представлять, как под ногами у нас растут корни, как у дерева. Они становятся крепче, больше, уходят все глубже и глубже, достигая самого центра Земли. Достигнув центра, они разрастаются в разные стороны, образуя огромную подземную сеть… как корни деревьев питают их минеральными веществами, эти корни питают нас силой и энергией, которые они берут в Земле и переносят к нам… Заканчивать упражнение можно двумя способами. В первом случае мы медленно открываем глаза и делаем легкое движение ногами; корни отделяются, но не исчезают. Они остаются под землей, и в любой момент, когда нам понадобятся силы, мы можем вновь соединиться с ними. При втором варианте завершения мы представляем, как это сложное сплетение корней начинает сокращаться; две маленькие веточки становятся одной большой, корни делаются тоньше, короче, пока, наконец, не исчезают у наших ног, отдав нам всю положительную энергию, которую они собрали.

Это упражнение позволяет нам абстрагироваться на какое-то время от повседневных забот, обратиться к своему внутреннему миру. Воображение играет здесь ключевую роль; дети любят фантазировать гораздо больше, чем взрослые, поэтому и упражнение им очень нравится.

Для расслабления перед сном софрологи предлагают следующую методику, направленную на нормализацию дыхания, релаксацию организма. Сделаем глубокий вдох, почувствовав, как воздух заполняет каждую клеточку внутри; медленно выдыхаем. Задерживать дыхание не рекомендуется, лучше выполнять упражнение не торопясь, плавно, ведь вы никуда не спешите. Повторите 3-5 раз, затем переходите к следующему упражнению.

Чтобы подготовиться ко сну, необходимо полностью расслабиться, то есть, расслабить мышцы. Для этого эксперты рекомендуют такой комплекс упражнений:

  1. Поиграем в запахи. Скорчим рожицу, как будто пахнет чем-то неприятным: наморщим лоб, нос; затем расслабим, как будто в воздухе витает приятный аромат, к которому мы принюхиваемся. Повторим упражнение 3-4 раза.

  2. Переходим к нижней части лица: крепко сожмем челюсти, как собака, которая не хочет отдавать косточку; медленно расслабим челюсть (можно даже высунуть язык).

  3. Упражнение для рук: вытянем руки прямо перед собой, поднимем наверх (в вытянутом положении) и попробуем дотянуться до самого-самого верха… резко опускаем руки вниз, помотаем руками из стороны в сторону.

  4. И, наконец, ножки: сначала вытягиваем пальцы, потом поджимаем к себе, как будто хотим взять с пола карандаш.

Эти несложные упражнения помогут быстро заснуть и восстановить силы, чтобы быть готовым к новому дню. Родители могут выполнять упражнения вместе с детьми! Когда мы чувствуем поддержку со стороны близких, страх и неуверенность проходят сами собой.

Источники:

http://www.sofrocay.com
http://www.psychologies.com/
http://www.bonjourbienetre.fr/
http://www.relaxationdynamique.fr/
http://www.relaxationdynamique.fr/
http://www.relaxationdynamique.fr/