Узнайте, что именно можно узнать о своем ребенке, если присмотреться к тому, как и с чем он играет. В марте Рыбаков Фонд совместно с Фондом «Университет детства» провели Форум EdHeroes. На нем Сергей Плахотников, заместитель директора по развитию начальной школы в «Новой школе», поделился важными инсайтами о детской игре.Что любопытного и важного мы можем узнать о своем ребенке, наблюдая за его игрой? Какие правила надо соблюдать родителям, чтобы сохранять и поддерживать «игровой мир» ребенка? И почему родители должны оставаться дилетантами? Что мы можем увидеть, наблюдая за тем, как играет ребенок В первую очередь увидеть то, что ему в голову приходят идеи и какие именно это идеи. Даже самый неподходящий предмет ребенок превращает во что-то для него важное и значимое внутри этой игры. Например, обычные деревянные цилиндры могут превратиться в чашки. Железная дорога может быть построена «с нарушением» всех стандартов.Когда идет игра, ребенок действительно видит за каким-то предметом стакан или бокал, а не пытается найти настоящий.Родители должны быть дилетантами, задавая детям вопросы Мы можем видеть, что в одну кучу сваливаются абсолютно несоединимые вещи. Например, папа кандидат исторических наук смотрит на корабль, который построил ребенок, а на палубе – и индейцы, и солдаты, и машины, и много чего еще. Папа будет делать замечание: ну как же так, это неправильно. В этот момент останавливается игра и прекращается контакт с ребенком. Никто не просит папу в это вмешиваться. Понаблюдайте, посмотрите, что будет, как будет выстраиваться сюжет, спросите, куда они плывут.Интересным образом устроены конструкторы, где есть инструкции. Когда мы покупаем конструкторы, ребенок собирает их по схеме, возвращаясь обратно, если пропустил детальку, и так пока не соберет.Это очень важный навык, но к игре не имеет никакого отношения, это чистой воды конструирование. Потом эта модель стоит и пылится, пока случайным образом не будет разрушена. И вот тут начинается игра! Когда конструктор собирается в произвольной форме, там может быть высокая модель детализации, а возможно, еще и насыщенности, потому что может появиться целая история. Наша родительская позиция в данном случае – дилетантская, мы смотрим на это и говорим: слушай, а что это у тебя здесь такое? А что ты здесь сделал? А кто это? А как тебе это удалось? И если мы в себе выработаем такую исследовательскую позицию, то это будет совершенно другой тип ВЗАИМООТНОШЕНИЙ с нашими детьми.Страхи родителей Во многих своих играх дети переживают то, что им крайне важно, или то, что они для себя не могут объяснить. В таком случае они создают модельное пространство и в нем начинают переживать то, что не могу пережить в обычной жизни, или то, что они пережили и это их каким-то образом задело, а иногда и травмировало. Родители порой приходят в ужас, наблюдая, как дети хоронят друг друга. Строят могилы из досок, делают надписи, произносят речи. Но в этом очень важная функция игры, и очень важно позволить детям играть, не пугаясь подобных историй.Детские миры Дети создают формы для своей игры, если у них достаточно материала дома, если у них достаточно подушек, стульев, иных вещей, которые можно двигать. И если ребенок создает предельно замкнутую форму, то это не значит, что у этой формы обязательно должно быть окно, это значит, что надо дать ребенку возможность пережить состояние полной изоляции для того, чтобы он понял, что такое «тьма кромешная», и в какой-то момент взял с собой фонарик, или свечку, или еще что-то. Постепенно в этой постройке появится окошко, постепенно она начнет открываться для окружающих, и постепенно в ней появится вход и выход.Проницаемость построек связана с коммуникативной составляющей. Детализация связана с осведомленностью и компетентностью ребенка, а также с насыщенностью игрового сюжет. А насыщенность – это то, когда ребенок привносит в игру нечто для него очень дорогое – например, любимую игрушку, мишку, куклу, машинку, потому что за ним есть определенная история. Вы можете создавать своим детям такие миры, где они будут чувствовать себя предельно комфортно и предельно заинтересованно.Правила для родителей Но есть два правила. С одной стороны, мы должны обсуждать детские поделки из ситуации дилетанта, не знающего, что это такое, но с другой стороны, мы все время должны пользоваться тем языком, который ребенок вводит в диалогах. И если он говорит, что это обгоревшая пожарная машина, значит дальше в разговоре вы ее именно так и называете – обгоревшая пожарная машина.Им крайне важно признание, они интуитивно хотят это признание от вас получить. Хотя не только ваше признание им важно, им важно признание ровесников, но это другая история, не домашняя. Фото: Depositphotos