Сказкотерапевт-преподаватель Мария Ленская рассказала о методе сказкотерапии, о сказках "для девочек" и "для мальчиков", а также о том, стоит ли читать детям современные истории. Сказка - неизменный спутник детства. Мир добра, волшебства, безграничных возможностей. Она влияет на духовное развитие ребенка, помогает обретению знаний и умений, формирует определенные образцы поведения. Еще наши предки, воспитывая детей, не торопились наказать провинившегося ребенка, а рассказывали сказку, которая разъясняла смысл поступка. Возрождением давно забытого старого является сравнительно недавно появившийся метод - сказкотерапия. О его особенностях при работе с детьми, а также о важности метафорического, иносказательного, языка в общении между родителями и детьми мы побеседовали с Марией Ленской, сказкотерапевтом-преподавателем.- Сказкотерапия - не только детский, но и "взрослый" метод. Какова его специфика при психологической работе с детьми? Сказочный язык, язык метафоры позволяет расширить видение какой-либо сложной ситуации. Это действенно и в отношении взрослых, и в отношении детей. Однако различия в использовании метода сказкотерапии в работе со взрослыми и с детьми, действительно, существуют. С детьми гораздо легче войти в контакт с помощью образов. Сказка может быть мостиком в диалоге ребенком. У него много "проводников" - я могу взять на консультацию Чебурашку, и ребенок расскажет герою о том, что его тревожит. Еще один нюанс: при работе с детьми используется много прикладных методов. Ребенок не усидит долго - ему нужно действие. Поэтому сказкотерапевт превращает встречу с малышом в игру, что, безусловно, помогает ребенку восстановить внутреннее равновесие. В каких случаях вы бы рекомендовали использовать метод сказкотерапии в работе с детьми?** Метод сказкотерапии подходит для работы с обидами, страхами, сложными ситуациями, связанными с потерями близких, разводами. Ребенку, у которого какая-то непростая жизненная ситуация, и он не знает, как из пункта А перейти в пункт Б, можно загадать загадку об огненной реке, которая появилась в сказочной стране, и никто не знает, как ее перейти. Можно спросить ребенка, как бы он преодолел преграду и "связал" несвязанные берега. В диалоге малыш поведает разные способы выхода из ситуации и найдет решение. Какие жанры сказок используются в работе с детьми?** Есть сказки художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. Терапевтические сказки пишутся адресно: для конкретного ребенка. Они, образно говоря, "замешиваются" как пирог. Берется сложная ситуация и шифруется в сказке. Главный герой подбирается сообразно возрасту ребенка. Если ребенок маленький, то он "попадает" в лесной мир. Ребенка постарше можно самого "зашифровать" в главного героя и описать иносказательным языком ту или иную ситуацию. Во второй части терапевтической сказки даются указания, как выйти из непростой ситуации. И, естественно, детские сказки построены таким образом, что заканчивается все очень хорошо. Можно ли родителям самостоятельно сочинять сказки или этому надо учиться?** Никто не знает так своего ребенка, как наблюдательный родитель, но, конечно же, некоторым нюансам сочинения сказок необходимо научить. Важно, чтобы родители понимали, о чем они пишут сказки, и знали механизм их составления. К примеру, при работе с обидой, надо понимать, как "вынести" в повествовании эту эмоцию за пределы ссорящихся людей. Сказки - это только текст или есть ещё особенности?** Сказка, конечно же, это не просто текст. Важна интонация, которую необходимо время от времени менять, чтобы разбудить воображение у ребенка. Интонация зависит от задач, которые стоят перед рассказчиком. Если надо ребенка успокоить, то детям следует рассказывать сказки на вечер тихим спокойным голосом, чтобы ребенок набирался сил ночью и сладко спал. Существует ли деление сказок "для девочек" и "для мальчиков"? Если да, то в чем их различие? ** Да, существует. Их очень просто распознать. Если герой мужского пола – скорее всего, это сказка для мальчиков. Если главная героиня, к примеру, Машенька – то для девочек. Сказки для мальчиков связаны с преодолением сложных препятствий, для девочек - тоже, но там всегда кто-то или что-то приходит помощь для преодоления этих преград. А у мальчиков - никогда. Иван Царевич сначала зайцу помог, птицу защитил, медведя из капкана вынул, и только потом они пришли ему на помощь. Так мальчик усваивает разные примеры мужского поведения, а девочка, слушая соответствующие ей сказки - все тонкие грани женского… Надо ли "фильтровать" современные сказки перед прочтением или показом детям?** Сказки призваны показать, что есть добро и зло и договориться им не дано. В современной литературе, в детских подростковых фильмах эти две структуры смешиваются. Для ребенка это рано. Поэтому советую родителям обращать внимание на то, как представлены добрые и злые силы в современных сказках. Надо внимательно читать текст, смотреть картинки, обращать внимание на цветовую гамму книг. И еще важно, чтобы книга соответствовала возрасту. Ошибка родителей иногда в том, что они рано дают какую-то книжку или показывают тот или иной фильм. Всему свое время.