Опубликовано 05 сентября 2014, 16:40

Система Монтессори и детская нейропсихология

Стив Хьюз, доктор наук, специалист по детской нейропсихологии, профессор кафедры педиатрии и неврологии Медицинской школы университета Миннесоты, рассказывает, как система Монтессори отражает запросы современного общества на образовательный и когнитивный процессы детей и школьников.
Система Монтессори и детская нейропсихология

Система Монтессори и детская нейропсихология

Стив Хьюз, доктор наук, специалист по детской нейропсихологии, профессор кафедры педиатрии и неврологии Медицинской школы университета Миннесоты, уже много лет является адвокатом системы Монтессори, и его работы, а также лекции в защиту Монтессори, всегда вызывают живой интерес как среди родителей, так и среди специалистов. Мы подготовили выдержки из его статьи про связь системы Монтессори и детской нейропсихологии.

steve.jpg

steve.jpg

Образование по системе Монтессори – это метод развития, основанный на принципах стимулирования мозговой деятельности, позволяющий детям творчески подходить к познанию мира. Дети осваивают практические жизненные навыки, учатся самовыражению и совместным играм в заботливо созданной атмосфере уважения, спокойствия и радости.

Cистема Монтессори фокусируется на развитии мозговой деятельности ребенка. Опытные педагоги Монтессори могут правильно оценить стадию развития интеллекта ребенка и создать условия как для удовлетворения его текущих потребностей, так и для дальнейшего развития мозговой деятельности. Метод Монтессори можно назвать системой образования, созданной специалистом по детской нейропсихологии развития. Рассмотрим, почему.

Мозг и руки: отчётливая связь

Метод Монтессори, на мой взгляд – лучшая из всех моделей образования, основанная на принципах развития мозга. Вообще, действия человеческого тела довольно интересно проецируются в нашем мозгу. Так, например, если бы вы захотели создать человека на основе того, каким он должен быть по мнению нашего мозга, то первое, что показалось бы вам поразительным – насколько большими будут у него руки.

Почему маленькие дети, у которых еще только развивается способность понимать язык, проводят столько времени за партой в обычной школе, слушая, что им говорит учитель? Может быть, было бы лучше разработать образовательную программу, с бОльшим количеством физических активностей и преподаванием практических знаний о том, как устроен наш мир? Именно такую модель и придумала Мария Монтессори.

У нашего мозга существует определенная модель фукционизования, я называю ее системой частного и целого. Отдельные участки нашего мозга не работают изолированно друг от друга, они взаимодействует с другими частями через сеть активных волокон. Для нормального функционирования мозга нужно, чтобы и все его участки, и сети волокон были здоровы. Участки мозга можно описать как маленькие, ограниченные по размеру области, специализирующиеся на конкретных функциях. Хороший пример такой узконаправленной функции – чтение. Чтение – это интеллектуальная задача, включающая сразу несколько участков мозга. Способность к чтению формируется совместными усилиями мозговых процессов, отвечающих за распознание букв и слов, фонологический процесс и понимание языка.

Каким-то образом Мария Монтессори знала о существовании этих отдельных участков мозга и принципах их взаимодействия. Обучение чтению по методу Монтессори способствует оптимальному развитию нейронных связей между участками мозга, отвечающими за эту функцию.

1 из 5

ПредыдущаяТрудности в обучении? Все дело в нейронах