Ребенок с СДВГ: больной или непоседа?
Ребенок с СДВГ: больной или непоседа?
С наступлением 1 сентября многократно усиливаются тревоги родителей насчет будущих успехах, адаптации к новым условиям первоклассников, да и не только их, а всех суетливых непосед, непослушных егозят, хулиганистых мелких разбойников и всех тех детей, на кого воспитатели детских учреждений махнули рукой. И все чаще таким детям начинают навешивать как ярлык диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность». При том, что этот синдром – наиболее частая причина обращения родителей к психологам, реальный диагноз настоящего СДВГ подтверждается специальными исследованиями крайне редко. А вот назначить далеко небезобидные лекарства вроде риталина пытаются многие специалисты.
Что же такое гиперактивность?
Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, пишет, что комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития, которые проявляются еще до 7 лет, в своей основе может иметь органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), что сопровождается дефицитом работы целых мозговых зон, мозговыми дисфункциями, а не просто плохим поведением. Позже в подростковом возрасте СДВГ может сопровождаться немотивированной агрессией, злоупотреблениями алкоголем и наркотиками. Но есть другая сторона медали.
Неправильное, опасное и даже девиантное поведение может формироваться у ребенка и без таких серьезных органических поражений психики. Часто поведенческие нарушения ребенка - это просто его социальная запущенность, психологические ошибки в воспитании и отсутствие взаимопонимания с педагогом, непоследовательность взрослых, и тогда психотропные лекарства, назначенные для исправления поведения, внимания, сосредоточенности совсем не безвредны. Да, нередко дети невнимательны, легко отвлекаются, могут быть агрессивны, негативно настроены к учебе. С ними трудно, они требуют особого внимания, усилий, знаний от педагогов и родителей. Но согласитесь, куда как проще: объявить ребенка больным, выписать лекарства и таким фармацевтическим путем сделать его «удобным», добиться в классе полной тишины и подчинения требованиям. И в этом случае лекарства станут большим риском для ребенка. Никто не отрицает необходимости медикаментозного лечения СДВГ в том случае, когда наличие этого состояния объективно доказано.
Родители должны понимать, что могут иметь место особые черты характера ребенка, а вовсе не нарушения его психического развития.
Опыт свидетельствует, что причиной школьной неуспеваемости может быть не гиперактивность ребенка и его умственная неполноценность, а его недисциплинированность, непоследовательность требований взрослых, переполненность классов, и скажем честно – непрофессионализм педагогов и родителей в данной области, лоббирование интересов производителями и дистрибуторами лекарств через медиков. Кстати, в ряду причин такого «странного» поведения могут быть и чрезмерное увлечение определенными продуктами питания (одно время такие обвинения касались сахара и газированных напитков), а также возможное увеличение в окружающей среде содержания свинца – сильнейшего нейротоксина.
Если же речь действительно идет о заболевании, и оно подтверждено исследованиями, специальной диагностикой, то в большинстве случаев выявляются еще и наследственная предрасположенность, а кроме нее и неблагоприятная акушерская история.
Такие дети могут с раннего детства страдать частыми немотивированными рвотами, как признаком расстройства нервной системы, плохо и мало спят, легко возбуждаются, громко плачут, чрезвычайно чувствительны к свету, шуму, духоте, жаре, холоду. В более старшем возрасте не способны сосредоточиться на предмете, дослушать сказку, досмотреть мультик. В детском саду ребенок никогда не сидит спокойно, размахивает руками, ерзает на стуле, постоянно оборачивается. В школе вскакивает без разрешения, ходит по классу, бегает, крутится, пытается куда-то залезть, болтлив, не может играть в тихие игры. Складывается впечатление, что он не слышит слова и замечания окружающих. У ребенка часто меняется настроение, он мешает другим, вмешивается в разговоры, пристает к окружающим. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями, но они могут быть враждебны к окружающим. И многие симптомы, наблюдаются месяцами, даже более полугода.