Разрешите своим детям помогать, и они станут счастливее

Психолог Ольга Маховская рассказывает, почему для каждого малыша так важно иметь возможность помогать своим родителям.

Ольга Маховская

Рассыпанный по столу сахар, залитый водой пол, вещи, выброшенные из шкафа, перевёрнутые цветочные горшки и отформатированный диск С на компьютере — эта картина знакома каждому, у кого есть ребёнок. И едва ли найдутся родители, которые хоть раз не ругали своих детей за такую «помощь».

Между тем для любого ребёнка это способ познания мира, и запретить ему помогать — значит сделать несчастным.

Признайтесь, когда малыши начинают помогать, приходится проявлять огромное терпение, потому что вы справились бы гораздо быстрее, если бы дети не лезли под руку. На самом деле нужно радоваться этому так, будто вы обнаружили у ребёнка талант, потому что это он и есть — талант к обучению, инстинкт новизны, который в будущем поможет адаптироваться в обществе.

Примерно до трёх лет дети хотят быть рядом с мамой и папой и повторять то, что они делают. А в три-пять лет малыши одержимы идеей освоения мира и пробуют на прочность всё, до чего дотягиваются, поэтому для них нет разницы, что именно окунуть в ведро для мытья полов — тряпку, которая для этого предназначена, или мамино вечернее платье.

Родителям нужно набраться терпения и дать ребёнку возможность исследовать мир, мягко направляя его, поддерживая и благодаря за помощь.

Если он хочет вместе прибраться в шкафу, пусть укладывает вещи на нижнюю полку, если хочет печь с вами пирожки — пусть возьмёт кусочек теста и положит на него начинку. Участие в таких простых процессах, как уборка и приготовление еды, даёт детям понять, что с ними считаются, признают их частью семьи, социальной группы.

Это поможет им освоить следующий этап, когда примерно в пять лет они начнут играть со сверстниками: учиться взаимодействовать не только со взрослыми, но и с равными себе, распределять роли и функции так, чтобы все оставались довольны.

Мы проводили исследование в детских садах, изучая, в каком возрасте у детей появляется осознание того, что кому-то нужна их помощь. Выяснилось поразительное: многие из них не знают, кто такие, например, сироты и инвалиды, но детская психика гибкая, и для них это не травмирующая информация, а ещё один источник знаний о мире.

Малыши быстро понимают, что у человека на инвалидной коляске можно спросить, нужна ли ему помощь, и они готовы оказать её намного больше взрослых.

Это наглядная иллюстрация большой ошибки российской педагогики в целом:

ограждая детей от всего «плохого», родители тем самым лишают их возможности научиться помогать, сострадать, проявлять любовь.

Помощь у детей очень тесно связана с любовью, а счастье — с представлением о дружбе и принятии в социальную группу, поэтому нужно интересоваться ребёнком, даже если у него всё хорошо, давать ему понять, что вы его любите, поддерживаете, проявляете внимание — тогда он сам научится тому же.

Навык солидарности гораздо шире, чем принято думать, это не значит отдавать последнее: современная ситуация такова, что мало кому действительно угрожают голод и нищета, и тот, кто помогает, получает гораздо больше социального признания, чем тот, кто этого не делает.

Когда мы помогаем кому-то, мы включаемся в его жизнь, вникаем в проблему, учимся, перенимаем его уникальный опыт и делимся своим собственным, и этот обмен происходит по одному сценарию между детьми и родителями, друзьями, коллегами.

Яркий пример такой взаимопомощи ребёнку можно показать на примере мультсериала «Инспектор Гаджет». В новом сезоне, который уже идет на канале Boomerang с 21 августа, детективу будет помогать его племянница Пенни. Как это и бывает в жизни, перед лицом общей проблемы на первый план выйдет взаимовыручка, и оба героя получат бесценный опыт.

Дети, которым не привили этот навык помощи и ученичества, во взрослой жизни будут ждать, что остальные «сами придут и сами всё принесут», но на деле всё иначе —

нет никого, кому хоть раз в жизни не понадобилась бы помощь, поэтому нужно учить детей и просить о ней, и оказывать её.

Ольга Маховская — психолог-исследователь, кандидат наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа. В рамках международных научных программ России, Франции, США проводит различные исследования и читает лекции по всему миру. Являлась директором по содержанию телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам» в России, проводила международные круглые столы в Париже, Москве, Сиэтле, вела собственную программу для родителей.

Ольга Маховская часто выступает на телевидении, радио, площадках тренинговых компаний. Автор бестселлеров для родителей «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить?», «Американские дети играют с удовольствием, французские по правилам, а русские — до победы», «Думай как ребенок. Поступай как взрослый», «Тайны предметного мира ребенка», «Как воспитать успешного и счастливого ребенка», «Сто ошибок родителей, которых легко избежать» и других. Они переведены на разные языки мира.

Фото: Shutterstock

Семейный гороскоп