Опубликовано 17 февраля 2014, 11:43

Подкуп как средство воспитания

Положа руку на сердце, время от времени мы все пользуемся известным приемом – пообещать ребенку вознаграждение в обмен на хорошее поведение. В стрессовых ситуациях метод пряника бывает спасительным. Однако, становясь традиционным средством в общении с детьми, он может повлечь за собой неприятные последствия.
Подкуп как средство воспитания

Подкуп как средство воспитания

Представим длинную очередь в аэропорту перед паспортным контролем. Уставший от перелета ребенок изнывает от скуки, капризничает и испытывает нервы окружающих беспрерывными жалобами. Цивилизованные методы: уговоры, игры и отвлечения давно сдали свои позиции, а в пирамиде потребностей Маслоу вы сейчас находитесь на несуществующем уровне -1, ведь все, чего вам хочется – тишины. И вы эту тишину себе покупаете, наклонившись к уху ребенка и пообещав: – Если ты спокойно выстоишь очередь, то в первом же магазине я куплю тебе большую шоколадку. – И мороженое? – загораются глаза маленького манипулятора. – И мороженое.

В стрессовых ситуациях метод пряника бывает спасительным. Однако, становясь традиционным средством в общении с детьми, он может повлечь за собой неприятные последствия. И, хотя большинство родителей придерживается золотой середины в воспитании, все же существует негласное разделение на два лагеря: тех, кто допускает подкуп в отношениях с детьми, и тех, кто категорически против взяток угощениями, игрушками или деньгами. Каждая сторона приводит свои доводы.

Аргументы родителей «за»

Система вознаграждений эффективна и убедительна. Детям нравится знать, что за хорошую учебу или добросовестную уборку комнаты они обязательно получат заранее обговоренное поощрение. Здесь интересы обеих сторон совпадают: родители видят чистую комнату и хорошие оценки в дневнике, а дети получают обещанные им приятные бонусы. Причем результаты, как правило, достигаются в короткие сроки без давления, наказаний, угроз и обоюдного недовольства.

С некоторыми детьми работает лишь такая тактика. Не каждому ребенку хватает внутренней мотивации для выполнения дела, которое ему неинтересно. Поэтому, чтобы привыкнуть к неинтересным, но необходимым действиям, на помощь приходят угощения или игрушки. Рассказывает мама четырехлетнего мальчика: «Когда сын начал ходить в детский сад, мы договорились о том, что за каждый день без слез будем покупать маленькую игрушку – машинку или киндер-сюрприз. Это помогало будить ребенка по утрам и избегать капризов по дороге в садик, ведь малыш знал, что вечером его обязательно будет ждать приз за то, что он был молодцом и не расстраивал маму и папу».

Материальное стимулирование учит детей бережному отношению к деньгам и приспосабливает к миру, где за работу положена заработная плата. Получая за хорошие оценки деньги в копилку, ребенок понимает, что, если он не будет стараться, покупка желаемой модели телефона отложится на неопределенное время, потому что средств в копилке будет не хватать. Значит усердная учеба в его интересах.

«Есть вещи, которые моему сыну выполнить трудно, но, если поощрять его материально, ребенок старается себя преодолеть , – рассказывает мама, которая выдает сыну фиксированную сумму за каждый день, когда он делает домашнюю работу без напоминаний и капризов. – «Я не плачу за выполнение уроков как таковых, а лишь за трудную часть этого процесса – способность обойтись без жалоб и домашних ссор».

• В конце концов, мы все это делаем, просто не каждый называет подобное поведение подкупом. Но как еще назвать ситуации, когда мы даем ребенку в руки мобильный телефон с игрой, чтобы он не мешал нам посмотреть кино или побеседовать с друзьями. Или ставим ему мультфильм в обмен на то, чтобы самим почитать в тишине. Или обещаем новую игрушку после похода к доктору.

1 из 2

ПредыдущаяАргументы родителей «против»