Почему мои дети ходят в церковь. Часть первая
Почему мои дети ходят в церковь. Часть первая
Буду писать про личное и важное. Не сердитесь, если оно окажется иным, чем у вас. Так бывает. Я расскажу, зачем я воцерковляю (дурацкий термин, но ёмкий) своих детей. Постараюсь обойтись без фарисейства, лубка, псевдоблагочестия и прочей фигни, которая многих отталкивает от Православия.
Меня тоже отталкивала. Много лет. Моим детям повезло больше – они сразу добрались до того, главного, что мне, гордому и со вкусом, мешал увидеть вездесущий лубок. На то и дети – Бог к ним ближе.
С этим даже атеисты не спорят, а лишь переводят в свою плоскость - ещё в 1772 году философ Гольбах писал: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге». Своих детей, кстати, у Гольбаха не было, жизнь он положил на богоборчество.
«Сейчас как дам тебе прямо по морде!»
Зачем ходить в храм? Зачем водить туда детей? Для воцерковленных (обещаю, последний раз это слово) родителей эти вопросы, вроде, не стоят. Но ответить на них самому себе нужно.
Главная индивидуальная цель каждого православного христианина, от мала до велика - спастись. От себя самого спастись, по большому счету. От своих горячо любимых страстей и таких привычных грехов. Соблюдение постов, чтение молитвенных правил, участие в таинствах – это все крайне важно, это необходимые для достижения цели условия. Но вряд ли достаточные.
Начать жить по Евангелию – вот, собственно, для чего посты и таинства. «Задуши послушными руками своего непослушного Христа»: итожил свою отчаянную богоборческую песню, которая так и называется – «Евангелие» - Егор Летов. Это только звучит страшно, а если подумать и внимательно, внутрь и вглубь, посмотреть – каждый душит. Ежедневно и по много раз, даже не замечая этого.
Говорят, дети безгрешны. Так и есть, и православная традиция – о том же: до семи лет исповедоваться не надо. Но это ненадолго – человеческая природа быстро берет свое. Вот моя пятилетняя доченька кривит ангельское личико, замахивается на маму и кричит «Я тебя не люблю!» – так уж она не хочет игрушки убирать. Скажете, просто детский каприз? Да нет, это только что Христа задушили. Но такой малыш – он неразумен еще, потому и скидка ему, потому и не нужна исповедь.
А когда мы орем в ответ? Когда нет мочи сдержаться, и мы хлещем ребенка обидными и злыми выкриками? Друг, его сыну четыре, поделился историей из жизни. Вечером он пошел проверить машину, сын вдогонку крикнул: «Купи апельсинов!». Магазин был закрыт, и мальчик с порога «предъявил»: «А ты чего пустой пришел? Сейчас как дам тебе прямо по морде!».
Представьте свою реакцию. Вы бы что сделали? Примеряю себя к этой ситуации, сам себе сознаюсь: «наехал» бы в ответ, мало б не показалось. Мой друг подставил лицо и спокойно сказал: «Бей».
Ребенок начал наносить удары - панамкой какой-то, которая у него в руке была. «Раз-другой-третий, и с каждым ударом – все слабее, и выражение лица у него меняется, потому что я терпеливо принимаю, - рассказывает папа. – В конце концов он прекратил, встал удивленный - что ни сдачи, ни ругани не было. А я пошёл своими делами заниматься».
Через минуту сын пришел мириться. Попытался обнять. Попросил прощения, отец не реагировал. Еще раз извинился. «Ну, папа, прости меня, пожалуйста, а то я сейчас заплачу» - говорит.
«Слышу по тону, это не из вредности, а именно от раскаяния. Тут я у него спросил, почему же ему хочется плакать, когда он смеяться должен, ведь только что безнаказанно бил меня по лицу?».
Вот такой эпизод, вот такой спонтанный пример жизни по Евангелию. Этот мой крещеный в Православие друг в храм не ходит. Но еще придет, и вместе с детьми, я в этом совершенно уверен. Когда душа вспоминает, что она – христианка, ей становится тесно вне Церкви.