Колумнист «Летидора» Ольга Маховская объясняет, что стоит за желанием детей обладать суперспособностями. Психолог в своих предыдущих колонках рассказывала, почему так важно давать ребенку возможность помогать; зачем учить детей дружбе и почему умным женщинам не везет в личной жизни. Пришло время для новой статьи и новой темы. Практически каждый ребенок в какой-то момент начинает подражать своему любимому персонажу – книжному, сказочному или мультипликационному. О чем говорит стремление детей быть похожими на супергероев и чему они могут научить? Об этом «Летидору» рассказала психолог Ольга Маховская.Увлечение супергероями у детей обычно проходит волнообразно, в несколько этапов. Первый наступает в возрасте 3–6 лет, когда ребенок начинает испытывать острое чувство детской беспомощности и впервые сталкивается со страхом смерти. Из этих до конца не оформившихся еще тревог произрастает подсознательное желание походить на сильного взрослого – чаще всего, конечно, маму или папу.У них есть свои ритуалы, которые ребенку кажутся необычными, почти магическими, хотя это может быть банальное бытовое действие. Поскольку многое еще лежит за пределами детских возможностей, в этом возрасте супергероями увлекаются одинаково и мальчики, и девочки. Необычные персонажи, обладающие сверхспособностями, помогают преодолеть подспудное ощущение собственного бессилия и страх смерти. Так, практически все супергерои никогда не погибают даже в немыслимых условиях, что успокаивает и внушает веру в счастливый исход даже в безнадежной ситуации. Второй этап увлечения супергероями приходится на возраст примерно 9-11 лет, когда происходит идентификация по признаку пола. В этот период мальчики гораздо больше интересуются всемогущими персонажами: их привлекает сила, ловкость, умение защищать слабых, помогать тем, кто оказался в беде. Функция защиты традиционно больше соотносится с мужской ролью – даже в сказках именно прекрасным принцам и рыцарям необходимо преодолеть нелегкий путь, чтобы спасти Спящую Красавицу или заточенную в башне принцессу.Это обостренное чувство справедливости, которое движет супергероями, может помочь ребенку развить эмпатию, отзывчивость, научить его ценить взаимовыручку и дружбу, поскольку у положительных персонажей обычно есть команда или напарник, на которого он всегда может положиться. Вместе с тем на примере супергероя легко объяснить ребенку необходимость преодолевать трудности: даже те персонажи, которые получают сверхспособности случайно или просто находят некий волшебный артефакт, все равно каждый день сталкиваются с вызовами, которые требуют морального и физического напряжения. Жизнь супергероя – это психологический марафон на выносливость, установка на мощное преодоление и саморазвитие, поскольку с тех, кому дано больше, и спрашивают больше. Также стоит рассказать ребенку, что недостаточно просто надеть плащ или взять в руки волшебную палочку: всемогущество кроется не в атрибутах, а во внутренней силе героя, в его желании стать лучше и сделать мир вокруг себя лучше. Например, маленький мальчик Кей О из нового мультфильма Cartoon Network «Окей, Кей О. Будем героями!», который всю жизнь мечтал стать супергероем, но при этом не сидел сложа руки, а решил начать с малого и пошел работать в магазин, где продавались настоящие волшебные артефакты. Поэтому именно от Кей О, а не от его сверстников, будут ожидать, что он сразится со злодеем – потому что видят в нем это стремление помочь и защитить.Так, в игровой форме супергерои учат детей не сдаваться раньше времени и всегда выбирать движение вперед, даже если оно кажется бессмысленным или вызывает у окружающих только улыбку. Родители могут взять на вооружение еще один прием: если ребенок слишком увлечен супергеройской идеей, не стоит ее гасить и подавлять. Наоборот, стоит с ним согласиться и сказать: «Да, ты супергерой. Это значит, что ты можешь сделать то, чего не могу я, верно? Сегодня я не могу убраться в твоей комнате – придется призвать на помощь твою суперспособность». Помимо этого, в некоторых случаях чрезмерный интерес к персонажам, обладающим невероятными способностями, может служить сигналом для родителей: вероятно, ребенка сверх меры контролируют или опекают, подавляют или держат в рамках, из которых он стремится вырваться, стать сильнее и самостоятельнее. В целом же родителям стоит набраться терпения и с пониманием относиться к новому кумиру ребенка, ведь такие персонажи помогают осознать важность традиционных ценностей: справедливости, смелости, ответственности за свои поступки, доброты и честности. Ольга Маховская – психолог-исследователь, кандидат наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа. В рамках международных научных программ России, Франции, США проводит различные исследования и читает лекции по всему миру. Являлась директором по содержанию телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам» в России, проводила международные круглые столы в Париже, Москве, Сиэтле, вела собственную программу для родителей. Ольга Маховская часто выступает на телевидении, радио, площадках тренинговых компаний. Автор бестселлеров для родителей «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить?», «Американские дети играют с удовольствием, французские по правилам, а русские — до победы», «Думай как ребенок. Поступай как взрослый», «Тайны предметного мира ребенка», «Как воспитать успешного и счастливого ребенка», «Сто ошибок родителей, которых легко избежать» и других. Они переведены на разные языки мира. Фото: Cartoon Network; Sutterstock.com