Инструкция для мам, которые хотят, чтобы муж не просто помогал им с ребенком, но и был равноправным родителем. Мечта каждой женщины — разделять со отцом своих детей радости и тяготы родительства. И некоторые мужчины действительно с самого рождения малыша активно участвуют в уходе за ним. Но чаще всего бывает не так, и по каким-то причинам мужчина отстраняется от родительских дел. Что это за причины и как помочь молодому отцу войти в новую для себя роль, «Летидору» рассказала Светлана Смирнова – педагог-психолог, автор книги «Интегративная Кинезиология. Снятие учебного и рабочего стресса», участник проекта «Родительский университет» Группы компаний «Просвещение». Четыре причины, почему муж не включается в воспитание своего ребенка «Мужчины лучше видят причину возникшей ситуации, без лишних эмоций вникают в механизм алгоритмов, могут действовать методично и спокойно», — считает Светлана Смирнова.Женщины же часто ждут, что мужья будут интуитивно считывать состояние ребенка, эмоционально подстраиваться, ловить эфемерные намеки. В результате зарождается конфликт: мужчина думает, что он некомпетентен, и автоматически отходит от воспитания, чтобы избежать порицаний со стороны женщины. Еще одна распространенная причина, по которой отец не принимает никакого участия в воспитании детей, — недоверие со стороны жены. «Мамы, которые любят все контролировать, отстраняют отца от воспитания ребенка, потому что мужчина, по их мнению, не вписывается в какой-то шаблон и очень странно общается с детьми, делает все не так», — рассказывает Светлана.В итоге происходит разделение функций: мужчина содержит семью, женщина занимается воспитанием. Роль папы отодвигается на второй план. Третья причина разобщенности — отец отстраняется от малыша, потому что не понимает, как общаться с ним. Он думает: «Вот сын/дочка подрастет, тогда уж нам будет с ним/ней о чем поговорить». Если у главы семьи был жесткий авторитарный отец, он вообще может не понимать, как общаться со своим ребенком — быть таким же тираном точно не хочется, но как себя вести иначе и как наладить контакт с ребенком — непонятно. В этом случае отец отстраняется, чтобы не навредить. Выглядит это так, будто ему все равно, но если копнуть глубже, то, скорее всего, обнаружится страх сделать что-то не так.Как мужчина может участвовать в воспитании ребенка: от рождения до совершеннолетия От рождения до 1,5 летНа этом этапе у малыша формируется структура потребности. Он начинает ощущать, чего ему хочется, получать обратную связь от родителей, удовлетворять свои потребности. В этот период дети находятся в слиянии с мамой или с тем, кто рядом. Если в возрасте до 1,5 лет родители сделали все правильно, то ребенок в дальнейшем испытывает базовое доверие к миру, умеет высказывать свои желания и ощущения, имеет теплый контакт с родителями.Что может папа? Поддерживать маму, быть в контакте с крохой. Отпускать маму погулять с подругами, сходить на маникюр, сделать свои дела. Ведь папа может почти все: купать, кормить, переодевать ребенка, всячески взаимодействовать с ним. Ну а женщине важно отдыхать — уставшая мать передает свое состояние ребенку. «Относитесь спокойно и с юмором к тому, что муж не так надел на ребенка подгузник. Все навыки, как известно, нарабатываются со временем. Старайтесь больше доверять папе ребенка. Отцы втягиваются в эту деятельность и начинают ощущать собственную важность», — подчеркивает Светлана.От 8 месяцев до 2,5 лет На этом этапе у дошкольника формируется структура автономии. Ребенок исследует мир, пробует все на зуб, сначала ползает, затем становится на ноги, начинает ходить. Задача родителя — обеспечить ребенку возможность исследовать мир, утешать и помогать в случае неудачи. В этом возрасте ребенку закладывается основа для формирования уверенности в себе: «Я что-то задумал и реализую это». Что может папа? Спокойно реагировать на поведение малыша, выставлять небольшие границы, быть в контакте с ним.Надо подойти, проконтролировать ситуацию, переключить малыша на другую деятельность (в этом возрасте крохи легко отвлекаются). «Многие мамы живут с установкой, что ребенку нужно уделять все свое время. Но это не так. И папы в этом плане более мудры. Ребенку нужно учиться быть автономным, заниматься своими делами без сопровождения взрослых. Папа встанет и утешит, если что-то пойдет не так. Малышу в этом возрасте важно получить свой опыт взаимодействия с миром», — уточняет Светлана. От 2,5 до 4,5 летВ этот период формируется структура воли. Ребенок проверяет, где заканчивается влияние родителей. Малыш закатывает истерики, не хочет идти спать вовремя, саботирует поход в детский сад, всячески проверяет рамки дозволенного. Задача родителя — установление иерархии, расстановка границ. Важно дать понять ребенку, что вы его слышите, видите, понимаете и уважаете, но ведущая роль отведена именно вам. От взрослых требуется более жесткая и четкая позиция, прояснение правил.Что может папа? Устанавливать четкую иерархию. Быть в контакте с ребенком, играть.От 4,5 до 6,5 лет У ребенка начинает формироваться освоение ролей, структура любви и сексуальности. Ведущая деятельность — игра. Во время игр дети примеряют на себя будущие социальные роли взрослых. Девочки играют мам и бабушек, надевают платья с рюшами и хотят выглядеть привлекательно. Мальчики любят играть в супергероев, богатырей и воинов. Кстати, мамы не всегда выдерживают мужскую энергию в такой концентрации — сыновья начинают драться, бегать по квартире с игрушечными мечами и пистолетами.Задача родителя — играть, радоваться вместе с ребенком, поддерживать формирование мужских и женских ролей. Что может папа? Поддерживать интерес к «буйным» играм у мальчиков, восхищаться красотой девочек и хвалить их за проявление хозяйственных навыков, чаще обнимать. «Для ребенка уважение, одобрение и любовь со стороны папы важны не меньше, чем мамина забота. Но при этом не надо требовать от папы, чтобы он был с детьми 24/7. Он тоже должен отдыхать. Точно так же, как и маме, ему сложно быть в контакте с детьми непрерывно», — уточняет эксперт. От 6,5 до 10-11 летВ это время формируются структура мнений, интерес к учебной деятельности, радость от ощущения собственной умелости. Ребенок учится формулировать мысли, высказывать их, реагировать на комментарии собеседника. Детям становится интересно овладевать навыками, в этот период им важно мнение взрослых, особенно папы.Ставить задачи, отмечать достижения, разбирать проблемы, поддерживать и помогать в том, что сложно выполнить. Грамотно подсказывать, но не делать все за ребенка. Что может папа? Регулярно отмечать достижения, разбирать недочеты. С мальчиками заниматься мужскими делами. А с девочками устанавливать теплый контакт — узнавать их мнение, внимательно слушать, давать советы. Вообще, с семи лет мальчики переходят на территорию отца. У них появляется потребность в уважении со стороны папы. В этом возрасте им хочется разделять его интересы: ходить вдвоем на рыбалку, что-то создавать или чинить, смотреть футбол… А вот для девочек важнее просто душевные разговоры с отцом.От 10-11 до 17 лет Формируется понимание себя, происходит сепарация от родителей. Ведущая деятельность — общение. Дети подвергают сомнению все то, что узнали до этого, ищут свой путь.«Когда ребенку от 11 до 17 лет, родителям приходится осваивать сразу два стула: менеджера — бдителя важных правил — и друга», — считает Светлана. Если родитель выступает в роли друга, назидательность не нужна, тут взрослый и подросток общаются на равных. Что может папа? Интересоваться жизнью ребенка, рассказывать о себе, поддерживать подростка в профессиональных и жизненных интересах. Фото: Freepik Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!