Как учить ребенка терпению? В новой колонке Оскара Бренифье представлен диалог, который поможет найти ответ на этот вопрос. Диалог Дочь: Мы идем или нет? Я уже пятнадцать минут вас жду! Мама: Я вижу ты спешишь… Дочь: Вы же сами мне сказали, что мы выйдем в половину Мама: Да, сказали, но разве стоит так раздражаться по этому поводу? Дочь: Ты очень хорошо знаешь, что я не люблю ждать Мама: Любишь ты ждать или не любишь, нужно учиться быть терпеливой! Дочь: С учителями то же самое. Они нам постоянно говорят быть терпеливыми. Честно говоря, я не понимаю, почему мы обязаны быть терпеливыми. В конце концов, мы такие, какие есть! Мама: Хотя бы потому что нельзя получать то, что хочешь сразу же. Дочь: С такими аргументами мы далеко не уйдем… Мама: Все-таки ты живешь в обществе, и ты обязана принимать во внимание других, у которых есть свои потребности и желания. Дочь: Но если я нетерпелива, это касается только меня. Это не имеет отношения к другим. Мама: Не совсем. Поскольку если ты нетерпелива, ты это выражаешь. А другие это воспринимают. Дочь: Им лучше принимать меня такой, какая я есть, разве не так? Я же не буду меняться только для того, чтобы доставить им удовольствие. Мама: Но даже тебе быть нетерпеливой неприятно. Дочь: Правда? Откуда ты это знаешь? Может быть мне это нравится. Мама: Просто потому что когда мы нетерпеливы, это неприятно: мы страдаем Дочь: Ты правда считаешь, что человеку не может нравиться быть нетерпеливым? Например, когда мы в нетерпении ожидаем поездки, это приятно, не так ли? Мама: Я бы сказала, что это не одно и то же: ты находишься в приятных ожиданиях. Здесь нет причин раздражаться Дочь: Но все-таки, это нетерпение, но в этом случае мы не страдаем Мама: Как скажешь. Но обычно, когда мы нетерпеливы, это раздражает. Мы хотим, чтобы вещи происходили быстрее, мы спешим. Дочь: Я понимаю, но в чем здесь проблема? Мама: Например, хотя бы в том, что в этот момент мы не можем хорошо думать. Если тебе нужно выполнить работу, и ты будешь очень спешить, ты ее испортишь. Ты будешь думать только о том, чтобы закончить, не будешь сосредоточена, и не будешь находиться в настоящем моменте. Дочь: Это просто происходит от того, что человек не уверен, сможет ли он справиться, поэтому возникает неуверенность Мама: Ты права. Часть проблемы с нетерпением – это наша собственная неуверенность. Так как мы никогда не можем быть уверенными в будущем. Но также нетерпение возникает от того, что мы не можем сделать то, что хотим или достичь того, что желаем Дочь: Это все отлично, но мы можем наконец выйти? Анализ Термин терпение находит свои корни в глаголе «страдать» (pâtir), отсюда же происходят следующие термины: «пациент» – больной и «страсть» – эмоциональное влечение, которому мы подвергаемся. Все это говорит о том, что терпение – нелегкая добродетель. Она указывает, с одной стороны, на способность самоотверженно переносить трудности, скуку, раздражение, обман и другие неприятности, которые жизнь преподносит нам каждый день. С другой стороны, она говорит о способности поддерживать длительное усилие, быть настойчивым при выполнении задания или проекта, несмотря на обстоятельства. В сравнении, первое чувство пассивно, второе – активно, но оба сходятся в том, что требуют определенного душевного усилия, мужества и стойкости. Терпение – это необходимость, например, для того, чтобы думать. Это рекомендует Декарт, предостерегая нас от спешки, для того, чтобы выполнить правильное действие. Это, в свою очередь, подразумевает спокойствие и осторожность. К несчастью, человек – это существо желаний, он слишком часто хочет многого и даже больше, и чаще всего сразу же. Человек – ненасытное, тревожное и жадное животное, которое плохо переносит раздражение. Как все добродетели, терпение подразумевает работу над собой, а это подразумевает страдание. Лафонтен говорит нам о том, что «терпение и время сделают больше, чем сила и страсть». Но время, в которое вписано наше существование, представляет для нас проблему. Это одновременно и условие, и препятствие для всех свершений. Как любое ограничение или правило в игре, оно являет собой вызов: необходимо учиться им управлять, принимать его и манипулировать им. Терпение представляет собой основную проблему, когда нам скучно или больно и никакой проблемы, когда мы испытываем удовольствие или интерес. Существует два пути, чтобы работать над терпением: с одной стороны, с помощью усилий и ограничений, с другой – с помощью нашей способности наслаждаться настоящим моментом, учиться радоваться спокойствию, не испытывая страх или скуку.