Контролировать свои эмоции – одно из важных социальных умений, которому учат с детства. Но именно для мальчиков запрет на слезы часто становится слишком категоричным. «Не реви как девчонка! Мальчики не плачут!» – то и дело слышат от родителей маленькие сыновья. Уместен ли такой метод воспитания мальчиков, мы узнали у Юлии Подругиной, директора сети петербургских клубов детского развития «Ангелочек».Вообще-то слезы являются вполне естественной реакцией на определенные события, одним из способов выражения наших эмоций, таких как смущение, страх, боль, счастье, усталость и так далее. Однако не контролировать слезы для взрослого человека не является нормой. Представьте, если солидный директор фирмы без серьезных причин внезапно разрыдается на совещании перед сотрудниками, потому что он устал или обиделся. Это будет выглядеть странно, не так ли? Если же расплачется женщина, окружающими такой эмоциональный всплеск будет восприниматься намного естественнее. Но это не означает, что мужчина не должен испытывать эмоций вообще, ведь бывают действительно веские причины и для слез в том числе. Тем более, без конца сдерживать и подавлять свои эмоции, как выяснили психологи, – очень вредно и чревато нервными срывами.Считается, что мужчина, как добытчик и защитник, должен быть стойким, сдержанным и невозмутимым, а яркое проявление эмоций – удел женщин. Более того, любое проявление качеств, которые принято считать женственными, ставится мужчине в укор, называется слабостью, что считается для него недопустимым. Но такая модель поведения не является единственной для всех культур.Но вернемся к мальчикам. Принятые стереотипы и шаблоны поведения отражаются на подходе к воспитанию детей. Для нашей культуры традиционно гендерное разделение.Однако при воспитании дочек и сыновей родители иногда сами не видят границы между умением сдерживать и контролировать эмоции и неумением их испытывать вообще. Неправильные методы воспитания могут привести к формированию у ребенка серьезных комплексов. Более того: неспособность сопереживать и поверхностность эмоциональных реакций есть проявление патологии – психопатии. Поэтому требовать такого от ребенка – страшная ошибка.Некоторые родители страшатся жалеть своих детей. Ведь ребенок может вырасти плаксивым, капризным, научиться манипулировать чувством жалости взрослых в своих интересах. Но так ли плоха жалость? Сопереживание боли или грусти укрепляет эмоциональную связь между близкими людьми. Поэтому абсолютно отказываться от этого не стоит. Однако важно научить ребенка справляться с нахлынувшими эмоциями, не зацикливаться на них слишком долго.Главная задача родителей объяснить, что, несмотря на проблемы и неудачи в жизни, все плохое проходит, и жизнь продолжается. А эмоции можно понять, пережить и забыть. Например, вы можете выяснить у ребенка, большая это или маленькая проблема, из-за которой он так расстроен. Это научить анализировать свои эмоции и поможет найти выход из ситуации. В возрасте трех-четырех лет уже можно объяснять ребенку, в каких ситуациях проявлять эмоции через слезы уместно, а в каких – нет. До этого момента психика не сформирована и за слезы стыдить малыша не стоит. Ведь он не умеет управлять своим состоянием, ему сложно сдерживать всплески гнева, терпеть боль или страх.Несмотря на представления о девочках как о «плаксах», они как раз более стойкие и эмоционально уравновешенные.Малыши в этом возрасте эгоцентричны, в их восприятии все вращается вокруг них и имеет функцию выполнения их потребностей.Другой важный этап взросления наступает в семь лет, когда даже на физиологическом уровне ребенок превращается в маленького взрослого – у него уже выпали молочные зубы, ему не требуется дневной сон. Во многих культурах именно в этом возрасте мальчиков забирали от матерей – для более серьезного отцовского воспитания. С этого возраста начинается обучение в школе, тут уж не до слез – одноклассники могут и задразнить: «Плачут слабаки и девчонки».Важно объяснять, в каком случае плакать не уместно. Капризничать по пустякам – плохо, манипулировать родителями при помощи слез и истерик не допустимо. Но в сложных и трагических ситуациях слезы – это нормально и естественно.В тоже время не забывайте, что у ребенка иная система ценностей, и то, что взрослому кажется пустяком – царапина на коленке или сломанная игрушка – ребенку может казаться серьезной проблемой. Со временем он научится терпеть незначительные царапины или смиряться с тем, что ему не купили шоколадку в магазине. Но для этого нужно время.Дети должны понимать, что негативные эмоции могут испытывать не только они, но и другие окружающие люди или даже животные. Ребенок может жалеть уставшую маму, больного котенка или потерявшегося щенка. Для этого можно вслух озвучивать проблему: «Мама плачет, потому что порезалась, ей больно». Всплакнуть в такой ситуации – допустимо. Но при этом после выплеска эмоций следует вернуться в обычное состояние, возможно, предпринять какие-то меры для устранения причин негатива: «Сейчас мы наклеим пластырь, палец перестанет болеть и заживет, все будет хорошо».Для этого иногда следует помочь выразить это через наводящие вопросы, научить делиться своими переживаниями. Когда ребенок научится осознавать, что творится в его душе – он научится справляться с этим самостоятельно или просить помощи, чтобы решить возникшую проблему.Фото: Vostock Photo Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!