Среди настольных игр, которые незаслуженно забыты в России, особое место занимает Мельница. Трудно понять, как игра, в которую столько веков играют Европа и Азия, у нас оказалась на задворках. Среди настольных игр, которые незаслуженно забыты в России, особое место занимает Мельница. Трудно понять, как игра, в которую столько веков играют Европа и Азия, у нас оказалась на задворках. Видимо, городская жизнь на всём готовом настолько испортила людей, что когда по причине войны и прочих неурядиц фабрики перестали выпускать наборы для игры, она исчезла сама собой. Между тем, совершенно зря: Мельница проста, увлекательна, и у неё очень необычная тактика. Мельница - дальняя родственница крестиков-ноликов. В Армении её называют «рез», в Туркмении – «дызым» или «дюз-дюм», в Молдавии – «куран», а в Европе – «моррис», «мерельс» или «миллс». Родом она из Египта – самая древняя доска найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.). Археологи нашли сотни досок для мельниц в Греции, Италии, Китае, на Цейлоне и в Исландии.В Туркмении ткут ковры с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е года там даже проводились республиканские турниры по этой игре. Игральные доски для Мельницы вырезаны на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Солсбери и Вестминстере – монахи тайком играли на них во время долгих проповедей. Средневековая Европа заигрывалась Мельницей – она упоминается в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.). А название «Nine Men’s Morris» – «Танец девяти мужчин» пошло гулять по миру с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летную ночь» Титания говорит: «The nine mens Morris is fild up with mud» («Дёрн, где играют в мельницу, затоплен», пер. М.Лозинского). Хотя в танце действительно есть термин «moorish», слово «morris» происходит от латинского «merellus» – «фишки». Игра была популярна у римских солдат, которые вряд ли любили танцевать, зато пронесли её через весь континент. Правила игры Разновидностей мельниц много, но различия касаются только формы поля и количеством фишек, правила же одинаковые. В игре три этапа: Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле – на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд – «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток и прыгать друг через друга (но не с линии на линию). Цель прежняя – выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки. Ходы обязательны, если они возможны. При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу». Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника. Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты – в обеих случаях он не может построить «мельницу». Разновидности полейВ простейшей мельнице у игрока всего 3 фишки (в африканской «Аши» – 4). В ней нет захвата – игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Увы, анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах.Это не мешало древним римлянам: «Рота» или «Tabula Lusoria» была весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, и непонятно, где она была придумана впервые. Доска на 5 или 6 фишек – это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей. На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (а фишек становится 7) – это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Занятный вариант мельницы на 6 фишек – «Sixpenny Maddell» существовал в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на соединительных линиях.Самые захватывающие – большие мельницы с 9 и 12 фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (вопрос, как и сколько линий их соединяют).Вообще, главная изюминка этой игры – множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и «мельниц», которые на них можно построить. На простом поле только прямые углы. «Паутинка» и «Сетка» с диагоналями дают больше комбинаций для построения «мельниц». В конце XX века появились новые доски: «Улитка» и Пятиугольная (12 фишек), и Шестиугольная (13). Начните с простой мельницы, и если она наскучит, можно расчертить другую. Шашки, два альбомных листа, фломастер, линейка, клей и старая картонная шахматная доска – вот всё необходимое, чтобы сделать набор для этой невероятно увлекательной игры.