Опубликовано 11 сентября 2015, 12:40

Комплексный поход: кто на самом деле виноват в наших комплексах?

В этом интервью с детским психологом Мариной Кожевниковой мы постараемся разобраться, что такое закомплексованный ребенок и откуда он взялся.
Комплексный поход: кто на самом деле виноват в наших комплексах?

Комплексный поход: кто на самом деле виноват в наших комплексах?

В этом интервью с детским психологом Мариной Кожевниковой мы постараемся разобраться, что такое закомплексованный ребенок и откуда он взялся.

Комплексный поход: кто на самом деле виноват в наших комплексах?

– Что такое закомплексованный ребенок?

– Это такой малыш, который не может себе позволить выражать свои настоящие чувства, мысли, которые ему приходят в голову, ощущения, которые он испытывает в среде людей или даже наедине с собой.

– А это опасно для ребенка?

– Да, особенно, если это сильно выражено. Это может мешать ребенку социализироваться и развиваться.

– В чем основная причина закомплексованности детей?

– Самая основная причина, наверное, все-таки родительское воспитание. Потому что ребенок развивается в среде взрослых и самое большое влияние на него оказывают родители, соответственно, их принципы воспитания и поведения с малышом, а также семейный уста и семейные ценности.

11 способов сделать из ребенка неудачника

– Но наверняка родители не хотят вырастить своего ребенка закомплексованным и делают это невольно, по незнанию каких-то психологических законов?

– Думаю, здесь родителей можно условно разделить на две большие группы. Одни родители действительно не хотят и действительно не знают, что своими принципами воспитания могут вселять неуверенность и развивать комплексы у ребенка. Но есть родители, которые сознательно формируют такой психологический статус у ребенка в пользу удобства его дальнейшего воспитания – тогда ребенок становится таким послушным и «удобным» для похода с ним в какие-то общественные места, примерным мальчиком или девочкой. Эдакой образцовой картинкой.

Комплексный поход: кто на самом деле виноват в наших комплексах?

– Давайте остановимся на последней группе родителей. Что именно такие родители делают неправильно?

– Это системная череда запретов, постоянный прессинг по поводу поведения малыша. Чаще всего родители очень жестко порицают ребенка за его поведение, ограничивают его жизнь запретами. Причем надо понимать, что запреты бывают разные. Часть из них действительно продиктована жизненной необходимостью, необходимостью в безопасности, а часть – неадекватна.

Например, когда маленькому ребенку хочется пустить кораблик в луже или в резиновых сапогах по ней пробежать, то родители очень прессуют, жестоко запрещают это делать, чтобы не испытывать неудобство за своего ребенка перед другими родителями: что он будет в грязной, сырой одежде, будто они не следят за ребенком. В этом выражаются сопряженные родительские комплексы, но выливается-то все в конечном счете на малыша.

Что с ними стало: дети-звезды. не прошедшие испытание славой

– А те родители, которые невольно формируют комплексы у ребенка?

– Они на самом деле делают примерно то же самое, но не потому, что испытывают чувство стыда за своего ребенка, то как он выглядит, растет и говорит, а потому, что у них, возможно, есть собственный отрицательный пример воспитания со стороны родителей. Они помнят, как они росли и мама, например, им говорила: «Не ходи по лужам». Поэтому эта фраза «Не ходи по лужам» у них может вырываться невольно и в отношении собственного ребенка. Некоторые такие родители, я с ними встречалась, через некоторое время сами себе говорят: «Стоп, а почему, собственно, не ходи по лужам? У нас же специально для этого одетая одежда, а детям очень нравится активно играть». И такие родители могут потом смолчать и не остановить ребенка. Им легче увидеть ошибочные стороны своего воспитания и исправить их в пользу ребенка.

– Скажите, а если ребенок закомплексован, то нужна ли ему работа с психологом или родители могут сами исправить ситуацию?

– Комплексы комплексам рознь. Если ребенок, скажем так, слегка стесняется, это можно списать на возраст: например, на то, что он пошел в школу, где сильно поменялась окружающая его среда. В подростковом возрасте комплексы опять же естественным образом расцветают, а потом потихонечку опять затухают.

Здесь родителям можно попробовать больше времени проводить с ребенком, доверительно с ним беседовать. Если же мы говорим о малышах, то использовать какие-то игры, какие-то сказки придумать, где будет обыгрываться ситуация стеснения и показываться, что это не страшно. Сейчас много продается дидактических игр и кукол в специальной одежде, которых можно для этого использовать.

Дети звезд, разбившие сердца своим родителям

Например, если ребенок стесняется и боится врачей, то взять куклу в белом халате, переодеть ее на глазах у ребенка в другую одежду и показать, что врач не страшен, что это может быть такой же человек, как все, и с ним можно рядом посидеть на лавочке, купить мороженное и т. д.

Надо показать, что эта ситуация не страшная, что у всех деток бывают ситуации, когда они стесняются, но что эту проблему можно решить. Таким образом часть напряжения, если оно небольшое, у ребенка вполне может уйти самостоятельно. В обычной жизни мы обычно называем это словом «перерастает». На самом деле само оно не уходит, просто грамотное внимательное и чуткое отношение родителей помогает: мама вовремя и правильно подобрала и произнесла нужное слово.

А если комплексы и зажатость выражены активнее, то имеет смысл обратиться к психологу, просто потому, что он увидит эту ситуацию более объемно, скорее всего, увидит, как влияют на нее родители, и сможет подключить все ресурсы, чтобы максимально быстро и мягко ребенка вывести из напряженного состояния.

Запрос от родителей на решение подобных проблем очень часто звучит в отношении и маленьких деток, и школьников. Так же часто, как обращения по поводу неустойчивого внимания и отвлекаемости. Так что закомплексованность – в топе первых двух-трех детских проблем.

Тупой, еще тупее: 10 вещей, которые делают ребенка глупее