Опубликовано 03 февраля 2014, 10:19

Когда полезно быть упрямым

Упрямство может быть талантом и положительной чертой характера, если оно – синоним слова «настойчивость», а не выражения «упрямый, как ослик». Как отказаться от предложения сбежать с уроков? Как доказать учителю, что можно решить задачу и другим способом? Как сказать «нет» однокласснику, который просит дать ему списать сочинение? От того, как дети справятся с подобными вызовами, зависит, как пойдет их жизнь дальше.
Когда полезно быть упрямым

Когда полезно быть упрямым

Я не очень верю в гороскопы, но когда у меня родился сын-Телец, первое, что сказали родственники: вот это будет упрямец! Родные сами были представителями данного знака зодиака и знали, о чем говорили.

Предсказание сбылось: мой ребенок с рождения умел стоять на своем. Мог не спать во время тихого часа в детском саду, посвящая это время размышлениям. Ел количество блюд, равное десяти, и не соглашался сделать ни шагу в сторону расширения гастрономического горизонта. А вместе с умением говорить научился искусно аргументировать свое мнение. На его примере я увидела, что упрямство может быть талантом и положительной чертой характера, если оно – синоним слова «настойчивость», а не выражения «упрямый, как ослик».

Мир благоволит упрямцам, которые не бросают идеи на полпути, остаются непреклонными и верными своей цели, когда другие отчаиваются, берут упорством и работоспособностью. При этом капризное детское «не хочу, не буду», протестное поведение и избалованность не имеют ничего общего с пылкой настойчивостью, с которой педантичные и уверенные в себе люди доказывают свое мнение, а окружающие не находят аргументов против.

Мы принимаем за детей массу решений, но почему-то редко интересуемся, чего хотят они сами.

– «Не буду ходить на тхэквондо», – жалуется в раздевалке пятилетняя девочка, – «там одни мальчишки, и мне совсем не неинтересно!»

Мама девочки приподнимает бровь:
– «Как это ты не будешь ходить? Мы за месяц вперед заплатили.»

Дети и рады рассказать о своих желаниях, но очень уж велика вероятность отказа.

– «А можно мне купить шоколадку?»
– «Нельзя, будь твоя воля – только сладостями бы питалась.»

– Я бы лучше остался дома и не ходил на день рождения»
– «Что это за новости? Как мы объясним тете Наташе, почему все пришли, а ты остался дома?»

– «Может, купим белый письменный стол, такой цвет красивый!»
– «Но ты ведь сразу испачкаешь его красками, давай возьмем коричневый!»

Все это говорится вроде бы из лучших побуждений: экономия средств, желание, чтобы в доме была здоровая еда, вежливость по отношению к родственникам. Но есть риск, что ребенок свыкнется с мыслью о том, что его желания ничего не значат.

А мир не ограничивается стенами родного дома. Пройдет несколько лет, и детям придется отстаивать свое мнение в кругу сверстников, доказывать правоту в случае несправедливого обвинения, уметь постоять за себя или близкого человека. Как отказаться от предложения сбежать с уроков? Как доказать учителю, что можно решить задачу и другим способом? Как сказать «нет» однокласснику, который просит дать ему списать сочинение? От того, как дети справятся с подобными вызовами, зависит, как пойдет их жизнь дальше. Для уверенности в собственных силах важна положительная самооценка, а здоровое упрямство – один из ее спутников.

Если приглядеться к упрямцам, можно заметить, что они умеют делать несколько важных вещей:

Не боятся спрашивать

Некоторым детям в силу природной застенчивости трудно формулировать просьбы и привлекать к себе внимание. Необходимо напоминать им о том, как это важно, ведь первый шаг на пути к исполнению желания – озвучить его, тем более, что большинство окружающих с радостью откликается на просьбу о помощи. Можно в качестве тренировки давать маленькие задания на раскрепощение: пусть во время семейного застолья ребенок попросит кого-то из гостей передать ему хлеб или салфетку. В школе – поднимет руку, услышав вопрос учителя, есть ли желающие первыми рассказать стихотворение. Эти волнительные опыты могут стать настоящими подвигами для стеснительных детей, но позволят им понять, что в инициативе нет ничего страшного. И возможно, в следующий раз, когда ребенок не расслышит диктовку учителя, он решится поднять руку и попросить повторить предложение, а не промолчит.

1 из 5

ПредыдущаяПрислушиваются к своим ощущениям