С какого возраста, на какие цели и для чего нужно или не нужно давать российским и постсоветским детям карманные деньги рассказывает психолог Анна Ульянова. Часть I: сколькоВ замечательном французском лирическом боевике Люка Бессона "Васаби" в основу интриги положено малоподходящее для боевика обстоятельство – надо уберечь несовершеннолетнюю девочку от неразумных трат свалившегося на неё огромного наследства. Сумма впечатляет – 200 миллионов долларов. Мы будем исходить из того, что карманные деньги у детей это одно из условий их своевременной социализации, но будем иметь в виду суммы, более реалистические для российской действительности, например, соизмеримые с пособиями на ребенка школьного возраста. В Москве ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 до 16 лет (или до окончания учебного учреждения, но не более чем до 18 лет) в 2012 году составляло 800 рублей, в Санкт-Петербурге 645 рублей, в Ростовской области 316 рублей, в Омской области 248 рублей. При этом, пособие выплачивается, если среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Для справки: прожиточный минимум в Москве на конец 2012 года составлял 9747 рублей, в Санкт-Петербурге 6612 рублей, в Ростовской области 6233 рубля, в Омской области 5683 рубля. Это значит, что если в московской семье два ребёнка, папа зарабатывает 40 тысяч в месяц, а мама сидит с детьми дома, то пособия такая семья не получит. Тем более, не получат его и в других регионах. Прожиточный минимум даже в малой степени не обеспечивает нормальные потребности школьника. В семье с двумя детьми: резиновые сапоги для девочки или кроссовки для мальчика стоят не меньше 2000, самые дешёвые мобильные телефоны каждому – дважды по 1000; сложите эти 4 товара – вот вам и прожиточный минимум. При этом необходимые детям предметы не попадают целиком в потребительскую корзину, стоимость которой определяет прожиточный минимум. Например, в потребительской корзине для детей государство предусматривает среди прочих товаров и услуг 3 изделия "верхней пальтовой группы" – пальто, плащей, курток – один раз в 2,6 года, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения – 19 штук на 10,5 года, и т.п. На сегодня, согласно официальной статистике, в нашей великой стране примерно 20 миллионов человек, т.е. около 14% населения, признаны малоимущими: их доход меньше прожиточного минимума. Очевидно, что проблема детских карманных денег в бедных семьях приобретает особую остроту. Всё было гораздо проще в советские времена – времена "всеобщего равенства" в бедности. У большинства бабушек и дедушек нынешних детей в их детстве проблема не возникала: карманные деньги, т.е. деньги, которые ребенок может тратить по своему усмотрению, родителями не выдавались. Можно было сэкономить на адресно выделенных копейках – на мороженом, на билете в кино, на ластике или карандаше; можно было также сдать молочные бутылки в пункт приёма стеклотары по 15 копеек за бутылку (нынешние детки даже не подозревают о таких возможностях). К тому же, весьма лицемерное общество считало неприличным говорить о деньгах в присутствии детей, да и сама демонстрация интереса к деньгам осуждалась на словах как признак мещанства. В нашем новом обществе проблема существует, как существует она и в других капиталистических странах. На Западе с конца прошлого века на эту тему появилось немало книг и статей, проводятся социологические исследования, проблема находится в поле внимания не только родителей, но и психологов, и экономистов. Сейчас практически все согласны в том, что надо давать детям деньги на карманные расходы. Здесь мы попытаемся уйти от ответа на вопросы, касающиеся конкретных сумм: сколько денег давать ребёнку – 20 рублей ежедневно, 300 раз в неделю или сразу 5000 в месяц. Сумма зависит и от возраста ребёнка, и от его характера, и от семейных традиций. Более всего размер личного кошелька зависит от достатка семьи. В малоимущей семье даже скудное государственное пособие вряд ли может быть переадресовано на карманные деньги. Тем не менее, как бы малы ни были свободные средства в семье, надо позаботиться о том, чтобы начиная со школьного возраста человек имел в личном распоряжении хотя бы небольшую сумму денег. Это вопрос его позиционирования в окружающей социальной среде. И важно, чтобы с детства ребёнок усвоил: невысокий материальный достаток родителей это не знак их низкой социальной значимости и никак не мера их любви к детям. Ни доходы родителей, ни сумма, выделяемая ими на карманные расходы, не определяют в конечном счёте ощущения благополучия ребёнка, для него важно другое – знать, что его любят и понимают. Надо постараться, чтобы в конфликты между родителями из-за отсутствия денег в семье никогда не были вовлечены дети, иначе деньги будут восприниматься как источник стресса, и в будущем к ним может сформироваться нездоровое отношение. А ограничение личных сумм у школьника может быть неплохим стимулом к овладению им знаниями и умениями, к развитию предприимчивости (разумеется, не направленной в антиобщественное русло). Итак, на вопрос "сколько?" математически точный ответ в условиях огромного социального расслоения общества вряд ли возможен; прагматически точный ответ таков: разумная сумма карманных денег должна соответствовать семейному бюджету и задачам воспитания ребёнка, а также учитывать особенности его личности. Теперь попытаемся рассмотреть вопросы общего плана: с какого возраста начинать "экономическое" воспитание; на какие цели давать деньги; надо ли контролировать, как расходуются эти деньги; являются ли карманные деньги эквивалентом подарка или средством воспитания.Совсем маленькие дети не знают цены денег; только к 7 или 8 годам ребёнок начинает понимать, что и сколько стоит. Тем не менее, коснуться этой темы, не входя в детали, можно уже начиная с 4-х или 5-ти-летнего возраста. Дети слышат, как взрослые говорят о деньгах, видят, как родители считают, платят. Поэтому вполне естественно, что они проявляют к ним интерес. Не надо полагать, что малышам ни в коем случае не подобает говорить о деньгах; нет никаких причин делать из денежных вопросов тайну, для детей здесь нет табу. Пусть вас не шокирует, если ваш ребёнок спрашивает обо всём, что попадает ему в руки, сколько это стоит. Он вовсе не маленький меркантильный зануда; он просто открывает для себя тот факт, что каждая вещь имеет свою цену, учится сравнивать и в то же время учится считать. Отвечать на вопросы надо, даже если иногда они кажутся бестактными. Но их вопросы требуют очень простых ответов. Бессмысленно говорить вашему ребёнку, сколько стоит квартира и электроэнергия, какова ваша зарплата. Но можно объяснить ему, что есть необходимые для жизни вещи: надо быть здоровым, иметь жильё, и чтобы было тепло в доме и еда на столе, и чтобы можно было позвонить по телефону. За всё это надо отдавать деньги. И только если деньги остаются, можно купить игрушки или поехать в парк развлечений. Когда ему отказывают в игрушке, потому что она слишком дорога, маленький ребёнок часто отвечает: "А ты возьми деньги с карты". Ведь он видит, что банкноты извлекают из банкомата, достаточно вставить в щель карту. Настоящая процедура слишком сложна и абстрактна, чтобы быть понятной ребёнку, но можно просто объяснить ему, что значит "заработать". Деньги не просто извлекаются из банкомата или выдаются в кассе банка; надо выполнить определённую работу, чтобы их отослали в банк, и тогда их можно получить. Ваш ребёнок таким образом будет учиться уважать вашу работу. Когда моя дочка была маленькой, однажды мы поехали в отпуск на базу отдыха. Пока она играла на детской площадке, я сидела по соседству на скамейке и писала рефераты научных статей из иностранных журналов – обычное внештатное дело молодого специалиста. Подошла девочка лет шести, дочка кассирши местного буфета: "Ты что делаешь?" – "Работаю, пишу". – "Разве это работа? Вот моя мама работает, она считает деньги на кассе". Эта маленькая девочка уже понимала, что работа её мамы заслуживает уважения. (Правда, она ещё не знала, что есть другие виды достойных занятий. Хотя, возможно, на своём генетически генерированном уровне чувствовала, что копеечные заработки научного работника не делают этот труд уважаемым). У ребёнка много разных желаний, часто возникающих под влиянием приятелей или рекламы. Он должен понимать, что он не может иметь всё. Будет правильно не скрывать от него, что у семьи могут быть финансовые трудности. Когда ваш ребёнок слышит "У нас не осталось ни рубля!", он воспринимает информацию буквально и может вообразить, что завтра не на что будет купить еды. И тогда надо его успокоить: "У нас есть деньги, чтобы купить всё необходимое, а если останется, можно купить что-то для удовольствия". Чтобы малыш не был сильно расстроен из-за отказа, во-первых, легко переключить его на альтернативу. Например, он просит купить ему новую игрушечную машину, но у него уже есть большой игрушечный грузовик. Вступите с ним в игру, предложите устроить поездку в грузовике для любимых игрушек. Немного вашего времени, немного фантазии, и ваш ребёнок счастлив. К тому же, он получил импульс к новым игровым затеям. Во-вторых, надо объяснить ему, что отказывают ему не потому, что он в чём-то виноват, нет – его любят; просто у родителей сейчас не хватает денег, и надо всем вместе выбрать – купить сейчас новую машинку, или туфельки сестре, или отложить деньги на билеты в цирк. Некоторые родители боятся обмануть ожидания малыша, отказав ему в покупке игрушки, как если бы каждый подарок воспринимался как свидетельство любви. Но для ребёнка гораздо больше значат обращённые к нему слова любви, проведённое вместе время, поцелуи и объятия; они приносят ему больше счастья, хотя ничего не стоят. Монетки, с которыми детям нравится играть, для них не более чем игрушки, которые быстро наскучивают, потому что их невозможно оживить фантазией. Но вот ваш ребёнок подрос, и на пути к дальнейшему взрослению и осознанию личной ответственности пора переходить к практике: выдавать ему некоторое количество мелких денег.В первой и во второй части статьи мы уже рассмотрели вопрос, сколько и когда следует давать денег детям. Последний вопрос, который обязательно нужно для себя решить - зачем вообще нужны карманные деньги детям. Получить деньги в собственное распоряжение – это для ребёнка совершенно нетривиальное событие. Когда в первый раз в булочной вы дадите ему монеты, чтобы он сам заплатил за хлеб или шоколадку, он будет очень горд. Предоставляя ему маленькую стипендию, вы обозначаете начало его автономии. Став ответственным за свои несколько десятков рублей, он делает свои первые самостоятельные шаги в рыночном обществе. Вместо того чтобы купить ему конфеты, вы предлагаете ему сделать покупку самому. Ах, он уже всё потратил? Тогда придётся подождать. Он ведёт себя расточительно? Не паникуйте, не ждите, что с первых шагов он сумеет терпеливо экономить, чтобы потом сделать себе настоящий подарок. Вначале он чаще всего именно "мот": у него появились первые деньги, так и хочется их потратить, ведь это такое удовольствие! Неважно, что он сделает со своими первыми деньгами: он экспериментирует, он открывает для себя взрослый мир. При этом он получает урок личной ответственности за сделанный выбор. Планировать свои расходы, исходя из поступлений и с учётом цен, можно научиться только на практике. Постепенно ребёнок начнёт сравнивать, оценивать, и в свои 8 лет будет способен сэкономить и отложить деньги для желанной покупки. Опыт, приобретённый в детстве при начальной поддержке родителей неоценим. На первых порах полезно подсказывать ему, как распорядиться деньгами, как лучше спланировать свои расходы, то есть научить его тратить деньги. Очень скоро предоставьте ему право самостоятельного решения, иначе он рискует вырасти безответственным потребителем всего, что предлагает ему мир шопинга. Взрослым трудно устоять перед желанием дать ребёнку совет о том, как потратить деньги. Вы думаете: зачем она покупает эти безвкусные побрякушки, зачем он снова тащит в свой парк юрского периода эти ужасных динозавров? Не надо критиковать ребёнка за то, что он ״неправильно״ потратил деньги. Ведь это его собственные деньги, он с ними делает то, что он хочет. В противном случае зачем их давать? Можно ограничиться спокойным заинтересованным обсуждением покупки, скрытыми подсказками того, чем обогатить его игровую территорию, где найти предмет, о котором он давно мечтает. Обязательно надо обговорить несколько условий, предшествующих началу самостоятельных трат. Ваш "стипендиат" должен знать и принимать эти условия. Их немного. 1) Деньги выдаются регулярно в определённый день и на определённый срок. 2) Если деньги истрачены сразу, надо дождаться следующего поступления; если деньги не использованы, они остаются у него. 3) Вы не разрешаете покупать сигареты, энергетические напитки, играть в игровых автоматах. Очевидно, что к выполнению этого условия ребёнок должен быть подготовлен заранее всем комплексом воспитательных мер, принятых в семье. И если это условие нарушено, то это повод к серьёзному разговору, но не к наказанию в виде отмены карманных денег. Вообще, карманные деньги не должны быть ни способом поощрения, ни средством наказания. Некоторые родители, вместо того чтобы регулярно выдавать своему ребёнку оговоренную сумму, предпочитают составлять некое меню оплачиваемых домашних работ или "хороших" поступков. Это создаёт у ребёнка ложное представление о том, что ничто не делается бесплатно, что на всём можно заработать, воспитывает в нём маленького бизнес-эгоиста. Должно быть иначе: добровольное посильное участие в домашней работе, раннее самообслуживание, помощь близким. В таком поведении открывается значение семейной солидарности, взаимной заботы, что даёт ребёнку чувство защищённости, столь важное в его сегодняшней и будущей жизни. Равно как и понимание того, что серьёзное отношение к учёбе это не способ конвертировать в деньги полученную на уроке "пятёрку". С другой стороны, полезно поощрять желание подростка самостоятельно заработать; это поможет ему во взрослой жизни. Обращаясь к опыту западных стран, заметим, что даже у очень богатых родителей распространена практика трудового воспитания собственных детей. Подростки сами зарабатывают личные деньги во время каникул, работая в кафе, в магазинах, на почте, в социальных службах. Умные родители учат их тем самым узнавать истинную цену денег и с юных лет проникаться личной ответственностью за судьбу семейного капитала. Немало людей шагнули от бедности к финансовому успеху, и их опыт учит, что главное не получить капитал, а разумно его использовать. Будет неправильно, выдавая ребёнку карманные деньги, эксплуатировать тему доверия: "Мы тебе доверяем, поэтому ты можешь самостоятельно решать, как расходовать личные деньги". Ведь речь не может идти о финансовом доверии между родителями и ребёнком. Истинное доверие как состояние внутренней связи между любящими людьми не формируется, не измеряется, не компенсируется на основе денежных отношений. В этом смысле доверие сродни вере, а она, как известно, ничем не обусловлена. Карманные деньги это не знак доверия, а инструмент воспитания ответственности в период взросления ребёнка, некое пособие для овладения уроками реальной жизни. Главное – дать понять ребёнку, что деньги нужны, чтобы жить не в бедности, но покупательная способность не может сделать человека счастливым.