Опубликовано 17 июля 2014, 10:00

Карманные деньги: когда и как?

Когда начинать давать детям деньги и какими правилам это должно сопровождаться? Общие принципы рассказывает психолог Мария Сурыгина.
Карманные деньги: когда и как?

Карманные деньги: когда и как?

Рано или поздно любые родители сталкиваются с вопросами о карманных деньгах ребёнка. Когда начинать давать детям деньги и какими правилам это должно сопровождаться?

Умение распоряжаться деньгами – важный навык. Хорошо когда человек умеет откладывать, не тратя всё сразу, может рассчитать свои нужды, не зависим от суммы в кошельке, какая бы она ни была, умеет жить по средствам, не жадничает, но и не транжирит. Далеко не все взрослые могут этим похвастаться, а ведь благосостояние зависит не только от фактического дохода, но и во многом от умения распределить расход по своим потребностям. У меня есть друзья, которые зарабатывают а 1,5-2 раза больше меня, но регулярно берут у меня в долг. Мне не жалко, потому что у меня всегда отложено на всякий случай.

Навык обращения с деньгами, как и любой другой навык, приобретается с опытом, на примерах, при помощи старших. Как и любой другой навык, легче его усвоить с детства.

Когда начинать?

Если говорить не о случайных эпизодах, то вводить какие-то реальные финансовые отношения на регулярной основе, передавать ребенку ответственность за распоряжение его собственными деньгами следует в возрасте 7 лет, приурочив, например, новую ответственность к поступлению в школу. Хотя и встречаются дети, готовые и в 5-6 лет адекватно воспринять идеи финансовых отношений, но это большая редкость.

Почему именно 7 лет? Во-первых, ребенок должен уметь сносно считать, складывать, вычитать и читать ценники.

Во-вторых, для понимания и работы с вопросом ребенку нужно иметь достаточно развитое абстрактное мышление. Чтобы более-менее адекватно сравнивать ближайшие цели и отдалённые («Чупа-Чупс» сегодня или гоночная машинка в воскресенье), соотношение количества и качества (мешок тяжелой мелочи или одна сторублевая бумажка – даже младшие школьники, которые умеют считать, не всегда видят, что выгоднее), разные категории объектов (мороженое - физический объект и удовольствие – «сейчас и короткое»), катание на аттракционе (нефизический объект и удовольствие "сейчас и короткое") и раскраску (физический объект и удовольствие «потом и долгое»).

В-третьих, у ребёнка должна быть возможность самостоятельно распорядится деньгами – потратить их где-то на свое усмотрение. Поэтому я всё-таки за 7 лет, а не за 5-6, даже если ребенок уже считает и понимает абстракции.

Без соблюдения этих пунктов создание каких-либо финансовых отношений с ребенком – не очень толковая идея. Игры с разнообразными предметами, которые потом, когда придёт время, станут объектами какого-то серьёзного взаимодействия, я считаю бесполезными. Под такими предметами я подразумеваю не ролевую игру в то, что потом ребенок будет делать «по серьёзке», а другую игру, не связанную с настоящим использованием. Игра в высаживание на горшочек медвежонка хороша, даже когда сам малыш ещё совсем не готов пользоваться горшком, она ничему не вредит, и может помочь в будущем. А вот делать из горшка домик для мишки, а потом через полгода объяснять, что в горшок писают – значит только создавать лишние трудности себе и ребенку.

Также и с финансами: если ребенок не может сам посчитать свои деньги, выбрать, на что их потратить и как ими распорядиться, то всё это за него будут делать родители: объяснять свой выбор какими-то причинами, непонятными ребенку (были бы понятны – мог бы сам), оформлять объяснения в какие-то игры, которые не могут быть финансовыми из-за неспособности ребенка понять «фишку». Зачем это надо, если родителям и без того есть, во что с ребенком поиграть?

1 из 5

ПредыдущаяКак и сколько?