Опубликовано 14 апреля 2014, 15:11

Как всё устроено: дети в начальной монтессори-школе

Студентка курса Association Montessori Internationale, во время обучения в Montessori Training Center of Minnesota целый месяц провела в одной из старейших монтессори-школ США - Lake Country School и подготовила для «Летидора» репортаж.
Как всё устроено: дети в начальной монтессори-школе

Как всё устроено: дети в начальной монтессори-школе

В нашей стране Монтессори-метод все еще остается чем-то новым, что мы продолжаем открывать для себя и своих детей. Кто-то думает, что это американская система образования, кто-то, что это школы, где дети только играют. Домыслов может быть бесконечное множество. На самом деле в мире сейчас существует более 22 тысяч Монтессори-школ, расположенных в 110 странах. Большинство этих школ дают детям прекрасное образование, которое заключается не только в академическом успехе, но и в умениях планировать, работать в команде, конструктивно общаться с людьми, находить решения в сложных ситуациях.

В рамках учебы в Montessori Training Center of Minnesota я провела весь январь 2014 года, наблюдая в одной из старейших Монтессори-школ США - Lake Country School. Это частная школа, открывшаяся почти 40 лет назад. Я лично знаю людей, закончивших эту школу. Теперь в нее ходят их дети. Школа состоит из 10 классов: 3 класса для детей от 3-х до 6-ти лет, 3 класса для детей от 6-ти до 9-ти лет, 3 класса для детей от 9-ти до 12-ти лет и один большой класс средней школы для подростков 12-ти – 14-ти лет.

Работа в команде

1380339_608708382520249_621052830_n.jpg

1380339_608708382520249_621052830_n.jpg

Основную часть своего времени я провела в начальной школе, в классах 6-9 и 9-12. В каждом классе по 28-30 человек. Все они занимаются в парах или в группах, договариваются и самостоятельно решают возникающие проблемы, вежливо разговаривая друг с другом. Помощь в решении конфликтов нужна только младшим детям (в основном тем, кому 5-6 лет): в классе есть памятка о том, как договариваться.

DSC_0445.JPG

DSC_0445.JPG

Дети, у которых никак не получается решить, кто что делает в их совместном проекте, могут воспользоваться этой памяткой. По очереди они берут камушек в виде сердца и говорят, что бы они хотели делать и каким образом, потом ищут общее решение. Конечно, младшим детям необходима помощь, но чем старше они становятся, тем проще им договариваться.

DSC_0451.JPG

DSC_0451.JPG

В классе 9-12 я наблюдала, как 2 мальчика 30 минут обсуждали, по какой из систем человеческого организма они будут делать проект. При этом у них ни разу не возникло конфликта, никто не повышал голоса. Они спокойно разговаривали и приводили свои доводы. Признаюсь, аргументы были разные: от интереса к новым фактам до желания выбрать что-то попроще. Им не пришлось прибегать к помощи памятки, так как для них баланс желания отстоять свою точку зрения и умения слышать собеседника стал уже естественной моделью общения. К сожалению, не все взрослые умеют так общаться и контролировать себя.

Работу этих мальчиков мне не удалось сфотографировать, поэтому привожу фотографию проекта двух девятилетних девочек, заинтересовавшихся строением мозга.

DSC_0459.JPG

DSC_0459.JPG

Для подготовки проекта дети всегда пользуются несколькими книгами и/или Интернет-ресурсами, сравнивают информацию в них, а потом зарисовывают и записывают. Когда работа закончена, они могут рассказать одноклассникам о том, что узнали. Наблюдая за ними, я заметила, что дети все время хотят поделиться своими знаниями. Их одноклассники могут задать вопросы и делиться впечатлениями. Поскольку здесь нет оценок, все дети с удовольствием отмечают успехи друг друга, задают много вопросов. Нет никакой конкуренции, только живой интерес к работе друзей. Всегда ли так бывает в традиционной школе?

1 из 3

ПредыдущаяОтветственность