Как убедиться, что ребенок развивается нормально: календарь умений и навыков
Многих мам беспокоят одни и те же вопросы: все ли с малышом в порядке; как соотнести его навыки с возрастом; как не упустить тот момент, когда нужно обратиться к специалистам; к кому обращаться при подозрении на отклонение в развитии.
На эти вопросы отвечает Ирина Хвингия, нейропсихолог, генеральный директор специализированного центра детской нейрокоррекции «Нейрокид».
В последние годы проблема детского развития действительно стала крайне актуальной для многих родителей. Возросло количество детей с различными задержками развития, и в основном обращаются с задержкой речи.
А с появлением центров раннего развития многие мамы считают, что их дети отстают от сверстников. Трехлетний ребенок соседа знает флаги и гербы всех стран, посещает группу английского языка, а у собственного ребенка только появилась фразовая речь.
Давайте разберемся, что же на самом деле должны уметь малыши разных возрастов и на что нужно обратить внимание.
Календарь новорожденного: что умеет малыш в 3 месяца
К этому возрасту у малыша появляется осознанная улыбка. Плачет он уже в основном только тогда, когда испытывает физический или эмоциональный дискомфорт.
При нормальном развитии ребенок в 3 месяца:
• узнает лица мамы и папы;
• смеется;
• капризничает, протестующе кричит;
• активно гулит;
• дотягивается до висящих в кроватке игрушек;
• захватывает игрушку, тянет ее в рот;
• переворачивается со спины на бок;
• упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под подмышками;
• держит голову;
• находит источник звука и света.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
Развитие считается правильным, если:
• у малыша уже активно появляется лепет;
• пропадает гипертонус в ручках и ножках;
• лежа на животе, ребенок может опираться на одну руку, а другой захватывать игрушку;
• при подтягивании из положения лежа ребенок крепко держится за пальцы взрослых;
• пытается ползать по-пластунски;
• перекладывает предметы из одной руки в другую;
• малыш способен произносить 30-40 разных звуков.
Что умеет ребенок в 1 год
• Речь. Ребенок активно пользуется своим словарным запасом, который содержит уже до пятнадцати простейших слов, типа «дай-дай», «гав-гав», «ням-ням». Он безошибочно определяет ситуации, к которым применимы эти слова, и произносит их.
Например, «ням-ням» — это просьба к маме дать ему поесть, это восклицание малыша при виде еды или посуды, это рассказ о ком-то, кто ест.
• Ходьба. Большинство детей к этому возрасту уже делают самостоятельные шаги.
• Самостоятельность. Малыш требует самостоятельности, не любит, когда ему навязывают игру или действие. Может уже стягивать с себя обувь и одежду, проявляя навыки самообслуживания.
• Навыки. Малыш уже вполне уверенно держит в руке ложку, пьет из чашки, держа ее обеими ручками.
• Умения. В игре ребенок умеет строить башни из кубиков, собирает предметы один в один, шнурует, нанизывает бусины.
• Любознательность. Ребенок проявляет интерес к картинкам в книжках, показывает на них пальчиком. Если малыш увидел на картинках знакомых животных или машину, он может озвучивать их.