Как хорошо, что мы родились не в Средневековье! Эти исторические факты могут действительно вызвать волну возмущения у современных мам и пап. Если думаете, что чрезвычайно строги со своим ребенком, то традиции Европы в Средние века вас в этом переубедят. Сейчас это звучит как дикость, но для средневекового родителя эти факты считались обыденностью. Жизнь младенца зависела от воли отца Дети в Средневековье не были ценностью для семьи, а их жизнь и смерть полностью зависели от воли отца. Младенцами в условиях голода, бедности и отсутствия гигиены часто пренебрегали. Историки отмечают случаи детоубийства, когда ребенок в большой и бедной семье становился обузой. Например, на севере Скандинавского полуострова долгое время был распространен обычай выносить из дома больных и слабых младенцев, оставляя их на гибель. И лишь когда отец брал ребенка к себе на колени и смачивал водой его лоб, малыш получал право на существование.Например, еретики-катары считали земной мир воплощением ада и «заботились» об освобождении своего ребенка от телесной оболочки. Желание избавить своих детей от грешной плоти заставляло лишать малышей еды и обрекать на голодную смерть. Об этом ужасающем зрелище рассказывали убитые горем матери малюток в протоколах инквизиции.Средневековый быт таил много опасностей для детей Родиться и выжить в Средневековье — настоящая игра в рулетку. Детская смертность в то время была высочайшей: от четверти до трети всех детей умирали в первые месяцы жизни, а до девяти лет не доживало около 40%. И дело было не только в бедности, голоде, отсутствии гигиены и отсутствии запрета на детоубийство. Например, многие младенцы спали в колыбели, закрепленной к потолку веревками.Не редкостью была и смерть детей от нападения уличных собак. Такие случаи зафиксированы на алтарных росписях итальянского художника XIII-XIV вв. Симоне Мартини.Кроме того, в средневековом пособии по отпущению грехов священнику рекомендовалось задать вопрос: «Не задавила ли ты своего ребенка во сне?» Так что, по всей видимости, дети частенько погибали и от удушья, зажатые телами своих родителей. Если ребенок рождался в крестьянской семье, то он мог погибнуть от укуса домашнего животного. Иногда малышей затаптывали животные, ведь рядом с крестьянским домом располагалось помещение для скота.А монах-францисканец Бертольд Регенсбургский в одной из проповедей даже утверждал, что дети в знатных семьях часто погибали от переедания, так как многочисленные родственницы пичкали младенца едой, в то время как бедняки голодали.Самыми частыми причинами смерти ребенка, судя по житиям святых и отчетам коронеров, были удушье, ожоги от кипятка, падение с высоты и утопление. Впрочем, смерть малыша, не достигшего семилетнего возраста, не сильно огорчала родителей. Не предусматривался даже траур по этому поводу. Смерть сопровождала сознание средневекового человека с самого рождения, ну а уж гибель ребенка была обыденным и не сильно примечательным событием. Средневековое детство заканчивалось в 7 лет 7 лет — тот рубеж, который отделяет детство от «маленького взрослого». К этому времени ребенок уже осваивал речь и умел внятно выражаться, так что и отношение к нему было совсем другое, нежели к малышам.Семилеток приобщали к жизни взрослых и обучали рыцарским занятиям. Или же отправляли работать, если он родился в бедной семье.При этом фраз «тебе еще это рано знать», «вот когда вырастешь, тогда поговорим», средневековые родители, по всей видимости, не знали. Например, детей водили на зрелища публичных казней. Считалось, что публичная казнь человека несет очищение от скверны, а ее жестокость усмирит насилие в обществе. Кроме того, дети могли быть свидетелями интимной жизни родителей, ведь во многих семьях родители и дети спали в одной постели. Полную уголовную ответственность, вплоть до смертной казни, дети начинали нести с раннего, по нынешним меркам, возраста — 10–11 лет.В глазах общества такой ребенок заслуживал большое уважение и получал более высокий статус. Случаи очень ранних браков хоть и были редки, но все же случались. Например, 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков — разрешенный для вступления в брак возраст.Родительская любовь — это строгость и побои Как воспитать добропорядочного человека? Периодически избивать. И чем сильнее, тем лучше.В «Домострое» прямым текстом написано: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед…» Кроме того, там советуется воспитывать детей «в запретах», понапрасну «не смеяться, играя с ними», не давать воли, а «пройтись по ребрам».Филипп Новарский в сочинении «Четыре возраста человека» советует: «Не следует выказывать ребенку свою большую любовь, так как он от этого может возгордиться и начать плохо поступать, а когда видят, что начинает плохо поступать, нужно его строго наказывать и побранить, а если он и тогда не угомонится, следует его хлестать плеткой, а если и это не действует, нужно его поместить в тюрьму». Надо сказать, что средневековый человек был крайне религиозен. А согласно религиозным представлениям, ребенок несет на себе проклятие первородного греха, а потому склонен к неповиновению, распущенности и дурным поступкам. Это требовало от родителей суровых и порой даже жестоких мер наказания.Тот же Филипп Новарский вспоминает, как перед казнью за кражи юноша пожелал попрощаться со своим отцом, обнявшись с ним. Однако вместо объятий юноша укусил отца за нос. Так он «поблагодарил» отца за то, что тот никогда не наказывал своего сына и попустительствовал его поведению. Детей воспитывали в чужих семьях Это дикий для современного человека обычай был настолько распространен в европейских странах, что сохранялся чуть ли не до XVIII века.В среде знати германцев, например, отдавали детей в другие семьи ради установления более прочных дружественных связей между кланами и семьями. Также и сыновья рыцарей, ремесленников с малых лет переходили к другим людям, чтобы там приобрести навыки, необходимые для их занятий.А один венецианский помощник в Лондоне в конце XIV века вспоминал, что был весьма поражен отношением англичан к родительским обязанностям: до 7–9 лет ребенок рос у родителей, после чего его отправляли на воспитание в другую семью вне зависимости от социального и материального положения семьи ребенка. Для детей отрыв от родителей был настоящей травмой. В одном из писем мальчик жаловался:Некоторые историки полагают, что причинами распространения такого обычая было мнение, что хоть родители и могут чему-то научить, но гораздо больше знаний ребенок получит от чужих людей.Кроме того, считалось, что и воспитывать чужих детей легче. В XIV веке флорентийский купец Паоло из Чертальдо советовал: «Если у тебя есть сын, который ни на что не годится, сдай его купцу, чтобы тот отправил его в дальние страны. Или сам отошли его к одному из своих близких друзей… Ничего не поделать. Пока твой сын остается с тобой, он не найдет себе применения в жизни». Конечно, для современного человека все это кажется диким и жестоким, однако вряд ли можно упрекать средневековых родителей в отсутствии любви к своим детям. Сохранились письма, в которых мамы беспокоятся о здоровье и благополучии своих детей. А дети, покидая свои родные дома, нередко плакали и горько переживали. Просто это была другая эпоха, другое мировоззрение и другие люди. Фото: открытые интернет-источники, gallerix.ru, artchive.ru Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!