Как распознать сверходаренность у ребенка
Как распознать сверходаренность у ребенка
Французские психологи в последнее время уделяют все больше внимания проблемам сверходаренных детей, начиная с определения сверходаренности и заканчивая психологической поддержкой родителей детей с ранним умственным развитием. Если вы считаете, что ваш ребенок развит не по годам, то французский опыт, рекомендации и советы детских психологов могут быть вам полезны.
Признаки одаренности
Если ребенок задает вопросы о жизни и смерти, не научившись еще завязывать шнурки, означает ли это, что он недоразвит или, наоборот, (сверх)одарен? Определить раннее умственное развитие у детей – непростая задача, так как до сих пор они не были достаточно изучены, и долгое время рассматривались в детской психологии как маргинальная группа. Однако теперь известно, что сверходаренность у детей – не редкость: во Франции, например, около 400 000 детей школьного возраста считаются сверходаренными (по критерию IQ теста с результатом выше 125), то есть в каждом классе есть в среднем по 1-2 таких ребенка.
Однако, как же найти этого ребенка в целом классе? Является ли самый выдающийся ученик сверходаренным? Всё не так просто. Некоторые сверходаренные дети оказываются двоечниками, поскольку они не могут адаптироваться к системе школьного обучения. Не существует четких критериев сверходаренности, лишь некоторые признаки. Профессор Лоранс Фэв-Дурэ (Laurence Faivre-Douret) выделяет такой признак: прежде всего, такие дети в прошлом должны были быть очень любознательными малышами. С рождения у них внимательный, изучающий взгляд. Они начинают уверенно говорить до достижения двух лет. У всех детей с ранним интеллектуальным развитием есть еще одна общая черта: все они выражают сильное желание научиться читать до шести лет. Впрочем, 90% таких детей умеют читать уже к началу подготовительного курса в садике – в пять лет.
Тем не менее, хотя такие дети читают быстро и очень много, они часто довольно плохо пишут. Вот что по поводу этого феномена говорит Жан-Шарль Террасье (Jean-Charles Terrassier), психолог и специалист по раннему умственному развитию у детей: «дело в том, что развитие руки в частности и психомоторики в целом у таких ребят проходит в обычном ритме, и поэтому не поспевает за интеллектуальным развитием. Этот парадокс выражается и в более серьезных расхождениях – так называемой «диссинхронии», когда одаренный ребенок задает взрослые вопросы, имея при этом детские потребности». Различные «зачем?» и «почему?» могут быть признаком. Сверходаренные дети задают вопросы о Вселенной, метафизических проблемах, о границах космоса. Их увлекают сложные, запутанные игры и вводят в скуку рутинные дела. К тому же, они стараются общаться с детьми постарше и любят общаться со взрослыми. Наконец, они очень чувствительны к любому проявлению несправедливости, даже если оно не затрагивает их напрямую.
«Но все эти черты характера – не более, чем признаки, – повторяет Жан-Шарль Террасье. – Только классические психометрические тесты (IQ тесты), проведенные под надзором психолога могут диагностировать раннее умственное развитие у ребенка». Если вы считаете, что ваш ребенок (сверх)одарен, необходимо пройти консультацию у детского психолога или психиатра, чтобы лучше оценить ситуацию. Таким образом, вы сможете принять лучшее решение об обучении и воспитании вашего ребенка.
С какого возраста возможна оценка умственных способностей? Профессор Террасье утверждает, что с большой долей вероятности можно определить сверходаренность у детей с четырех лет. Тем не менее, в условиях школы преподавателям бывает труднее определить сверходаренность, нежели отставание в умственном развитии. Одаренные дети более скрытные, так как не хотят выделяться своими способностями. И есть риск, что такие ребята могут постепенно потерять интерес к школе, потому что им кажется, что они ничем «толковым» там не занимаются. Другой вариант – одаренный ребенок становится помехой в обучении, всё время задает вопросы, перебивает учителя и мешает вести урок. В обоих случаях, проблема одна: поскольку раннее развитие этих детей не диагностируется и не принимается во внимание, это может привести к большим сложностям для них в средней школе, когда во Франции начинается серьезный образовательный цикл. После нескольких лет в младшей школе, совершенно не приспособленной к их потребностям, после продолжительного умственного «анабиоза», эти дети не могут начать «серьезно» учиться, не могут организовать свое время и удерживать внимание.