Психологи говорят, что слово «нельзя» использовать нельзя. Учимся, как правильно предупреждать ребенка об опасности. Нельзя трогать розетку, нельзя топать, нельзя так говорить... Сколько этих банальных «нельзя» мы слышим с раннего детства и проносим через всю жизнь. Валентина Орлова, психолог-педагог, мастер Theta Healing, life-коуч, бизнес-тренер, тренер личностного роста и успеха рассказывает читателям Летидора, нужны ли в семье запреты и когда они уместны. Все родители стремятся заботиться о своих детях наилучшим образом, сделать их жизнь максимально комфортной и безопасной. Трудность возникает в том, что ребенок в возрасте до года еще не умеет говорить, и его понятийный аппарат еще не сформирован. Но донести до крохи, что мир вокруг не безопасен, не ограничивая при этом его свободу, все-таки, возможно. Полезные советы для родителей: Выбрать подходящее слово. Забудьте про слово «нельзя», замените его на «опасно». Именно его нужно использовать, чтобы предупредить нежелательные действия ребенка. Сначала ребенок будет реагировать на это слово рефлекторно, а затем, когда он станет понимать речь и процессы, которые происходят вокруг,А вам не придется формировать запреты и ограничения. Найти контакт глазами. Когда вы взаимодействуете с ребенком, прежде всего, требуется установить визуальный контакт. Для этого нужно взять ребенка на руки или сесть рядом с ним так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Такой контакт нужен, чтобы добиться взаимопонимания, а ребенок такой же ваш собеседник даже в раннем возрасте. Положительный эмоциональный настрой. Если ребенок направился в опасную зону - к розетке, чашке с горячим чаем или любым другим потенциально травмирующим предметам – не нужно паниковать. Любая ваша эмоция мгновенно передается, а дети чувствуют это особенно тонко. Когда ребенок еще не разговаривает, очень важно общение через эмпатию – то есть на уровне чувств.А уж если вы испытываете страх, паника начинается и у него. Перевести внимание. Если ребенок, не смотря на ваше предупреждение продолжает двигаться к опасному, лучше не уводить его резко из тревожной зоны, а просто увлечь чем-то другим, переключить внимание на другой объект, предложить игру. Это гораздо эффективнее, чем наставления и тем более крики и любая агрессия. Объяснить почему опасно. Позднее в процессе познания мира, когда ребенку необходимо будет все изучить самостоятельно, можно показать, почему опасны некоторые вещи. Например, позволить попробовать кончиком пальцев холодную и умеренно горячую воду. Можно показать острый предмет, продемонстрировать, что иголкой, например, можно уколоться.Ограничить количество опасных предметов. Определите, какие предметы или явления действительно представляют угрозу для жизни и здоровья. Но не мешайте в кучу все – прыгать по лужам, крича при этом от счастья на всю улицу, привлекая внимание прохожих все же можно, даже если не каждый день. Ограничения должны быть разумными. Научиться контролировать себя. Ребенок не должен паниковать, из-за того, что родители передают ему свои внутренние страхи. Тревожные мамы любят мысленно рисовать картины того, что могло бы произойти с ребенком, если бы он вставил что-то в розетку или прищемил палец в дверном проеме.Сделать дом безопасным. Кроме того, что вы научите ребенка быть осторожным, не помешает все-таки приобрести в магазине специальные предметы для защиты – заглушки на розетки, накладки на углы, защитный экран на варочную поверхность, замки на окна и духовку, стопоры для дверей, ворота безопасности для дверного проема и др. Лишними такие аксессуары не будут.На заметку родителям Кстати, сегодня производители детских товаров предлагают множество развивающих панелей или центров. При помощи таких игрушек ребенок сможет научиться вставлять шнурки в отверстия, застегивать и расстегивать пуговицу, нажимать на различные кнопки и поворачивать детали, открывать и закрывать маленькие дверцы, щеколды, крючки, замки... Все это полезно не только для развития мелкой моторики, но и позволяет малышу удовлетворить свое любопытство в игровой форме и не обращать внимания на потенциально опасные предметы, которые его окружают. Помните, что каждый ребенок – это взрослая душа, которая доверила вам свое сопровождение и он уже яркая, творческая личность. И вы здесь, в этом мире, чтобы сопроводить его, а не сделать своим подобием.Предоставьте ребенку полную свободу, но организуйте его пространство безопасно. Все что не запрещено разрешено или все что не разрешено запрещено? Похожие принципы разной свободы! Учите своего ребенка быть свободным и делать правильный выбор, что бы став взрослым он умел этим пользоваться разумно! Следите за своими ощущениями и мыслями, помните, вы формируете пространство именно ими! Рисуйте позитивные картины мира для себя и своего дитя, и вы удивитесь на сколько это эффективно, ведь вы учитесь вместе с ребенком! Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!