02 августа 2017 в 14:00

Как не надо учить ребенка делиться: 5 запретных фраз от психолога

Маленький пухлощекий жадина — это забавно, ужасно или нормально? Давайте разбираться.
Как не надо учить ребенка делиться: 5 запретных фраз от психолога

В детстве мы можем иногда позволить ребенку побыть жадиной, но важно вовремя остановиться. Ведь если вовремя не научить ребенка разумной щедрости, в будущем придется тяжело и ему, и его родителям. Как нащупать ту золотую середину, которая не превратит вашего ребенка в алчного и меркантильного человека, но и не сделает из него транжиру? Рассказывает семейный психолог Алексей Голев.

Алексей Голев

Алексей Голев

Этот вопрос часто волнует мам детей 2-3 лет. Как раз в этот период наступает момент, когда что-то «идет не так»: их ангелочек начинает капризничать, проявлять свое собственное «Я» и совсем не радуется времяпрепровождению со сверстниками. А все потому, что эти самые сверстники норовят поиграть с его игрушками или претендуют на внимание его родителей. Стоп! Не стоит расстраиваться — просто ваш ребенок растет!

В этом возрасте малыш перерастает в личность, начинает осознавать себя обособленной от мамы индивидуальностью.

Понятие «мое» становится превалирующим, и это абсолютно нормально. Маленький собственник всеми своими действиями показывает окружающим, что он уже взрослый и очень хорошо понимает свое право на зону комфорта.

В детской прижимистости нет ничего странного, однако она почти никогда не исчезает сама собой.

Если не придать значения этому в возрасте младшего школьника, то в непростом подростковом с такой проблемой будет трудно справиться. Но многое во власти родителей. От того, как они реагируют на подобные действия ребенка и что при этом проговаривают, зависит его будущее.

В возрасте 1,5-3 лет такая черта, как жадность, является нормой поведения.

У ребенка пока не сложились представления о «своем» и «чужом». Лишь после трех лет, когда маленькие личности уже выказывают потребность в играх со сверстниками, их сознание переходит на более высокий уровень социализации. Отныне вес для него имеют не столько его владения, сколько общение, которое становится более важным, чем просто вещи.

Как не надо учить ребенка делиться: 5 запретных фраз от психолога

И игрушка является тем средством, которое помогает наладить ему это самое общение. Если к ребенку не пришло это понимание, то чувство жадности становится более сильным и проблемным.

В возрасте 5-7 лет жадность — это тот фактор, за которым стоит поискать более серьезные проблемы.

Чем грозят проявления жадности в старшем возрасте? Прежде всего, с ребенком не будут общаться сверстники, он станет изгоем, его начнут дразнить, отвергать, и он столкнется с проблемой одиночества.

Бесспорно, такую модель поведения ребенок забирает с собой во взрослую жизнь. Выросший жадина наверняка будет одинок. Конфликтному школьнику трудно будет находить друзей в будущем. С большой долей вероятности можно утверждать, что такой ребенок в дальнейшем будет придерживаться товарно-договорных отношений. И это станет распространяться на семью, на дружбу, на любовь. Он будет постоянно представлять, что окружающие получают от него гораздо больше, нежели отдают ему.

И если лет в 6-7 не обратить внимания на жадность, то в подростковом возрасте с таким ребенком вы не сможете справиться.

Его типичной чертой станет эгоцентризм, который будет проявляться всегда.

Рассмотрим 5 фраз, исключив из лексикона которые, вы сможете научить ребенка разумной щедрости. Подберем альтернативы для каждой из них.

«Ты — жадина!»

Лучше попросить ребенка: «Пожалуйста, поделись!» Нужно позволить ему сделать выбор и тем самым предложить ему положительную модель поведения. Как только он начинает делиться, а все обращают на его поступок внимание, ему начинает такая ситуация нравиться, и он постепенно перестает быть жадным.

«Поделись немедленно!»

Обычно такую фразу родители употребляют, когда разгорается конфликт между братьями и сестрами. Они не знают, что делать, поэтому «включают» мощь своего авторитета. Дети воспринимают это как предательство, сами они уже не захотят проявлять инициативу.

Как не надо учить ребенка делиться: 5 запретных фраз от психолога

Лучше сказать: «Я хотел бы, чтоб ты поделился, но решение принимать, конечно, тебе!» Но в этом случае нужно быть последовательным до конца.

Если ребенок принял решение, обратное вашему пожеланию, и не поделился, то это решение стоит уважать.

«Не тронь! Это не детская игрушка!»

Как вы собираетесь научить ребенка щедрости, если не считаете нужным быть щедрым с ним? Естественно, ребенок просто копирует ваше поведение и так же бережет свои вещи от посягательств на них. Это не означает, что в семье должна царить вседозволенность.

Нужно установить правила, которым должны следовать все члены семьи. А в данной ситуации лучше сказать: «Будь осторожен, когда пользуешься моими вещами! Они очень ценны для меня. Сначала спроси разрешения!»

«Моим детям — все самое лучшее!»

Употребляя многократно такое выражение, мы растим из своих детей настоящих эгоистов. Каждый родитель старается отдать лучшее детям, не оставляя для себя ничего. С младенчества ребенок слышит от вас, что апельсинку вы не хотите, что сладостей переели в детстве. Но тогда и не надейтесь, что когда ваше чадо подрастет, то осознает, что и вам что-то нужно.

Как не надо учить ребенка делиться: 5 запретных фраз от психолога

Правильно будет сказать — и, соответственно, поступить — так: «Делимся поровну!». Многие родители могут не согласиться с этим советом, ведь детям действительно нужно больше витаминов и хочется одарить их самым лучшим.

В таком случае нужно поделиться и убрать свою половинку с глаз подальше.

А когда пройдет какое-то время, отдать ему оставшееся, выдавая это за очередную порцию вкусняшек.

«Я тебе всего накупила, уйди, оставь меня в покое!»

Такими словами и поступками мы обрекаем ребенка на зависимость от всего материального. Фактически материальными благами заменяются любовь и внимание родителей. С такими детьми часто случается так, что в детский коллектив игрушки они приносят, красиво их там расставляют, но зорко следят, чтобы ни у кого не возникло желания даже подойти к ним.

Естественно, в глазах других детей они выглядят жадинами. В оговоренной ситуации лучше сказать: «Поиграй игрушкой пока сам, а я присоединюсь чуть позже!» И обозначьте обязательно время, когда освободитесь.

Фото: Shutterstock