Опубликовано 26 июля 2017, 11:00

Дружбе и общению ребенка надо учить так же, как письму и чтению

В своей новой колонке психолог Ольга Маховская рассказывает о том, как стеснительному ребенку помочь влиться в детский коллектив и научить его общаться со сверстниками.
Дружбе и общению ребенка надо учить так же, как письму и чтению
Ольга Маховская

Ольга Маховская

Если ребенок не хочет идти в школу или на занятия в кружок — это далеко не всегда значит, что он ленивый или ему ничего не интересно. Возможно, у него там просто нет друзей, и он чувствует себя изгоем в коллективе.

Обычно родители начинают бить тревогу, когда ребенок приходит домой с синяками, однако не всегда неприятие перерастает в травлю. Между тем оторванность от коллектива — не менее травмирующий опыт, чем открытая травля.

Как не допустить того, чтобы ребенок стал изгоем, и как помочь ему наладить отношения со сверстниками? Попробуем разобраться.

Зачастую родители полагают, что дружба — это нечто само собой разумеющееся, спонтанное, возникающее случайно, что любой ребенок непременно обзаведется приятелями, стоит ему только оказаться в детском коллективе. Отчасти это верно, однако для того, чтобы процесс стал для ребенка действительно естественным, над ним придется работать.

Очень важно не упустить момент, когда пора прививать ребенку умение общаться, поскольку не сформированные коммуникативные навыки — главная причина детского одиночества в коллективе, будь то детский сад или школа.

Дружбе и общению ребенка надо учить так же, как письму и чтению

Обычно этот момент приходится на 3-4 года, когда ребенок стремится к определенной автономии, а в его лексиконе все чаще возникает фраза «Я сам!».

Это значит, что пора приглашать в дом детей, знакомить ребенка со сверстниками, с теми, кто понимает его и разговаривает на одном языке.

Ролевые детские игры не менее важны в этом возрасте, чем занятия, например, чтением: они помогают ребенку в неформальной обстановке, с удовольствием учиться договариваться, примерять на себя разные социальные роли, искать компромисс, разрешать конфликты, просить прощения и принимать извинения — одним словом, взаимодействовать в группе и чувствовать себя при этом комфортно.

Кроме того, родителям стоит следить за тем, чтобы развитие ребенка было всесторонним.

Если все время и внимание уделять исключительно учебе, стремясь воспитать вундеркинда, то велика вероятность того, что в коллективе сверстников он будет чувствовать себя не в своей тарелке.

Во-первых, ему будет просто скучно с одноклассниками, во-вторых, он не сможет установить контакт и подружиться с кем-нибудь — потому что не научился этому в детстве. Поэтому дружбе и коммуникации ребенка нужно учить точно так же, как чтению и письму, и с осторожностью подходить к активно набирающему популярность домашнему обучению: подобная изоляция от внешнего детского мира не позволяет органично развиваться важнейшим социальным навыкам.

Такие дети, равно как и сверходаренные, зачастую становятся очень одинокими и потерянными взрослыми.

С закрытым, стеснительным, неохотно идущим на контакт ребенком следует быть особенно внимательным и терпеливым.

Задача родителя — научить его не бояться общения со сверстниками, подарить чувство уверенности в себе, при этом разговаривать, конечно, лучше всего на языке, понятном ребенку.

Можно, к примеру, обратиться к мультфильмам — их любят практически все дети, поскольку информация подается там в игровой форме, что облегчает её восприятие. При этом важно выбрать мультсериал, который затрагивает похожую проблему и показывает, как с ней можно справиться.

Дружбе и общению ребенка надо учить так же, как письму и чтению

Например, мультсериал «Вся правда о медведях», новый сезон которого идет по будням на телеканале Cartoon Network. Одна из героинь мультфильма — десятилетняя девочка-вундеркинд Хлоя: она невероятно умная и в своем юном возрасте уже учится в университете. Однако отношения с однокурсниками у нее не складываются, поскольку она не представляет, как общаться с людьми. На примере этого же мультфильма можно показать ребенку, как правильно себя вести в такой ситуации, как справляться с собственной стеснительностью и устанавливать контакт с другими детьми.

Он учит и позиционировать себя в новом коллективе. Так, единственные друзья Хлои — братья-медведи Белый, Гриз и Панда — переселяются из леса в большой город и постепенно заводят знакомства, адаптируются к новым условиям жизни, приспосабливаются к изменившейся реальности и при этом остаются сами собой.

Этому же они учат и Хлою: поддерживают, мягко подталкивают и направляют, опекают её каждый в своей манере, и в конце концов у девочки действительно появляются друзья.

Если момент все-таки упущен — то есть пришла пора идти в школу, а у ребенка не сформированы основные навыки общения, он замкнутый и предпочитает держаться особняком, — то придется наверстывать, причем и родителям тоже.

Лучше всего прийти в первый день в школу или новый класс вместе, держа ребенка за руку,

познакомить с учителем, предложить своему школьнику немного рассказать о себе, показать, что он умеет. Полезно будет и познакомить ребенка с другими детьми, узнать, что им нравится, расспросить о родителях, пригласить в гости — в общем, помочь установить первый, базовый контакт.

Конечно, такой подход оправдан только в младшей школе – четырнадцатилетнего ребенка за руку к новым одноклассникам вести не надо.

Так или иначе, но ребенку придется пройти через все уроки жизни, поэтому задача родителей — не ограждать его от потенциальных трудностей, не держать в «золотом инкубаторе», а отрепетировать как можно больше сценариев еще в детстве. Надо дать ему тот ресурс, который поможет адаптироваться к изменяющимся условиям, и навыки общения — важнейший в этом плане инструмент.

Роль, которую лучше взять на себя родителям, — не адвокат, а, скорее, протектор и проводник, который может подсказать, направить, поддержать.

Если уделить должное внимание формированию навыков общения в возрасте 3-6 лет, то впоследствии у ребенка будет гораздо больше шансов безболезненно и легко вливаться в новые коллективы и заводить друзей.

Ольга Маховская — психолог-исследователь, кандидат наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа. В рамках международных научных программ России, Франции, США проводит различные исследования и читает лекции по всему миру. Являлась директором по содержанию телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам» в России, проводила международные круглые столы в Париже, Москве, Сиэтле, вела собственную программу для родителей.

Ольга Маховская часто выступает на телевидении, радио, площадках тренинговых компаний. Автор бестселлеров для родителей «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить?», «Американские дети играют с удовольствием, французские по правилам, а русские — до победы», «Думай как ребенок. Поступай как взрослый», «Тайны предметного мира ребенка», «Как воспитать успешного и счастливого ребенка», «Сто ошибок родителей, которых легко избежать» и других. Они переведены на разные языки мира.

Фото: Shutterstock