Чтобы дети достойно зарабатывали в будущем, они должны не только хорошо учиться, но и иметь финансовое воспитание. А оно зависит в том числе от вас. Начинать процесс обучения детей финансовой грамотности лучше как можно раньше. Для этого существует немало способов. Многодетный отец и независимый финансовый советник Григорий Селищев делится своим опытом.Если у вас тоже есть, чем поделиться, пишите нам в редакцию (жмите на кнопку ниже)!Когда начинать обучение У меня четверо детей — 9 лет, 6 лет, 3 года и 1 год. Я на собственном опыте убедился, что вопросы финансов с ребенком можно начинать обсуждать уже с четырехлетнего возраста.И если ребенок просит определенную вещь, можно на примере показать, что в разных магазинах стоимость одной и той же вещи отличается, тогда он будет более ответственно относиться к выбору.Также стоит привлекать детей к обсуждению семейного бюджета: показывать, из чего он состоит. Ребенку полезно говорить, сколько денег уходит на продукты питания, чтобы он знал: это действительно может быть достаточно большой статьей расходов. А также приобщать к покупкам того, что он может купить, предварительно составив список. Даже если он выберет не то, что вам хотелось, это выработает у ребенка определенную ответственность и самостоятельность. Например, в Швейцарии детей учат расплачиваться в магазинах с 5-6 лет, а в 7-8 они посещают их самостоятельно. Кроме того, можно совместно планировать регулярные или большие расходы, такие, как поездка в отпуск. Лучше рассказать детям о стоимости и как это соотносится с семейным бюджетом. Важно говорить и о том, сколько стоят вещи, которые приобретаются для них, ведь дети могут небрежно относиться к одежде или игрушкам, терять или раздавать что-то ценное.Кто в семье должен заниматься финансовым воспитанием Хоть универсального ответа на этот вопрос нет, обучать ребенка должен тот из родителей, кто имеет для этого больше возможностей — времени, знаний, опыта. При этом лучше, если мальчикам финансовая грамотность прививается отцом. Возможно, у матери с дочерью складываются более доверительные отношения, но отец также может участвовать в финансовом образовании девочек. Особенно важно, чтобы у родителей была общая позиция в финансовых вопросах. Но даже спорные моменты стоит обсуждать так, чтобы в глазах детей это выглядело экологично. И, конечно, все должно подкрепляться личным примером. Карманные деньги Прежде всего, надо определиться, что считать карманными деньгами.Неверно считать таковыми и подарочные деньги или заработанные ребенком во время выполнения каких-то поручений, например помощи по дому.Карманных денег должно быть достаточно для того, чтобы ребенок мог покрыть свои небольшие траты или копить на более крупные покупки, то есть распоряжаться по своему усмотрению. Здесь решается и другой важный вопрос — свободы выбора и права на ошибку, которые ребенку надо прививать как можно раньше – так он учится принимать ответственность за поступки. В будущем это позволит вам перейти к следующей ступени финансовой грамотности — обучению основам формирования капитала, инвестирования, сохранения и приумножения средств. Воспитать чувство хозяинаЧувство собственности — врожденное, оно присуще всем детям. А трансформировать его в бережное отношение к вещам, в том числе чужим, — задача родителей. Это важно и тогда, когда мы говорим о заработке, создании и приумножении капитала. Ведь игрушки или вещи, из которых ребенок вырос, могут стать для него источником первого дохода. Например, в некоторых странах давно существует практика продажи детьми таких вещей. И если ребенок относится к ним бережно, он может продать их через интернет при помощи родителей. Кроме того, чувство собственности позволяет дольше пользоваться своими вещами и больше получить при перепродаже. Добиться бережного отношения можно, объясняя ребенку, в чем для него состоит польза от такого отношения.Как привить навыки товарно-денежных отношений Эту задачу можно разбить на несколько пунктов: накопления (и траты), продажа вещей, мелкая работа за деньги, работа с финансовыми организациями. Остановимся на них подробнее. • Накопления. Расскажите ребенку о том, какие способы в зависимости от возраста для него существуют. Например, хранить средства можно: у родителей; в копилке (чтобы он видел и чувствовал деньги); на срочных накопительных вкладах, счетах родителей и так далее (например, для подростков).Но родители могут сделать это для детей, чтобы потом показать, как работает накопление: даже небольшие суммы приводят к созданию определенного капитала к совершеннолетию, поступлению в институт и так далее. • Продажа вещей. Кроме способа заработать, это возможность поощрить творческий порыв ребенка, чтобы он мог придумать идеи для торговли. Расскажите также, как создавать добавленную стоимость, делая поделки или полезные вещи для других людей. Так он начнет понимать, что у него есть силы, возможности, навыки и знания для зарабатывания денег. • Мелкая работа за деньги. В этом случае важно соблюдать законодательство и не перегружать ребенка, потому что детский труд разрешен только с 14 лет. Но мелкую работу за определенную оплату поручать можно. За рубежом это практикуется широко, в нашей стране — в меньшей степени.• Работа с финансовыми организациями. Объясните ребенку, что такое депозиты, вклады, кредиты, займы. Сделать это можно, вовлекая его в экономические и финансовые игры, где объясняются принципы действия кредитов — например, «Денежный поток» Роберта Кийосаки, «Монополия» и тому подобное. Так он увидит их положительные и отрицательные стороны. Положительные: используя кредитное плечо, можно создавать активы. Отрицательные: случаи, когда кредиты ведут к банкротству или к пустым тратам. Такая практика позволит привить первые навыки товарно-денежных отношений.«Лимонадный день»: зачем он нужен В иностранных фильмах часто показывают, как дети младшего школьного возраста продают, например, лимонад возле дома. Стоит ли вводить такую практику в наших реалиях? В первую очередь, это первый опыт собственного заработка, где ребенок видит: сделав что-то, он может получить доход.Родители должны помочь ребенку сделать расчет и показать, как поступить, чтобы не прогореть. Хотя отрицательный опыт — тоже опыт. Также важна сама практика торговли: в будущем она поможет отстаивать свою идею, выработает умение защищать позицию, мотивировать других. Заодно можно на примере объяснить разницу в работе на себя, по найму или в качестве организатора всего процесса, когда ребенок обучает кого-то, но не принимает участия в продаже лимонада.Стоит рассказать и о возможности создавать пассивный доход: вложить деньги в основные средства и таким образом привлечь капитал, например, получив «кредит» у родителей. Стоит ли начинать работать с 14 лет По закону с этого возраста ребенок имеет право работать 4 часа в день. Делать это можно во время школьных каникул, например, обратившись в центр занятости для подростков. А если есть возможность, — устройте его на этот период в свою компанию.Надо ли учить детей инвестироватьИнвестиции — один из способов получения пассивного дохода, и начинать обучение ребенка надо как можно раньше. С четырех лет малыш способен понять простейшие законы, если делать это в игровой форме. Именно в таком возрасте я начал обучать старшего сына: уже в 7 лет он вполне осознанно играл (и даже выигрывал!) во взрослый «Денежный поток», где есть покупка акций и привлечение кредитов. Конечно, лучшим примером в этом случае будет собственный, я показываю детям на практике, на чем можно зарабатывать — на недвижимости, фондовом рынке, более сложных проектах. Только так можно лучшим образом развивать у детей финансовую грамотность, отношение к предпринимательству, бизнесу, деньгам, инвестированию. Я всячески продвигаю эти идеи, как в своей семье, так и среди моих инвесторов, клиентов и их окружения. И вам желаю успеха в этом важном процессе! Фото: VOSTOCK Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!