Как научить детей быть творческими
Как научить детей быть творческими
«Вдохновение существует, но оно приходит во время работы», утверждал Пабло Пикассо. Современные исследования свидетельствуют о правоте великого художника. Ученые выяснили, что креативной деятельности можно научить, так как ее основания вполне рациональны. Творческое отношение к миру даровано детям от природы, родителям и учителям остается только бережно возделать эту благодатную почву. Специалисты советуют делать это системно: творческие способности проявляются при решении комплексных задач, не имеющих простых решений. По мнению ученых, «…чтобы жить творческой жизнью, необходимо избавиться от страха сделать что-то не правильно» (Джозеф Чилтон Пирс).
Гармоничное мышление зависит не только от знаний
Специалисты из университетов Чикаго и Северной Каролины в своем новом исследовании выяснили, что дети примерно с 4,5 лет демонстрируют признаки мышления высокого уровня. Ученые предварительно определили, что ключевыми признаками «организованности» детского сознания являются способность усваивать знания и успешно учиться. Однако повторные долгосрочные исследования выявили у детей другие предпосылки системного мышления, не всегда связанные с приобретением новых сведений о мире.
Исследователи получили данные об огромной роли исполнительной, интегрирующей функции мозга в процессе становления и развития системного мышления. Исполнительная деятельность предполагает наличие таких интеллектуальных умений, как планирование и регуляция сознательных действий, постановка задач и управление вниманием. При дошкольной подготовке, развитие этих навыков у ребенка имеет даже большее значение, чем умение понимать обычные причинно-следственные умозаключения.
Дальнейшее исследование наводит на мысль, что системной, исполнительной активности можно научить. «Родители и учителя способны стимулировать развитие исполнительной способности у растущего поколения, обучая его планировать свои действия, совершать тщательно обдуманные поступки, пользоваться воображением», считает Линдси Ричлэнд (Lindsey Richland), старший преподаватель междисциплинарной кафедры наук о человеке университета Чикаго. «Мы мало что знаем о когнитивных механизмах, лежащих в основе комплексного мышления, хотя они чрезвычайно важны для школьного образования», резюмирует г-жа Ричлэнд.
Результаты исследования были опубликованы в докладе «Раннее формирование исполнительных навыков определяет развитие мышления» (“Early Executive Function Predicts Reasoning Development”) , посвященном изучению становления системного сознания у детей с момента их прихода в школу и до 15-ти лет. Соавтором Линдси в этой работе стала Маргарет Барчинал (Margaret Burchinal), старший научный сотрудник института детского развития Фрэнка Потера Грэхема (Frank Porter Graham) в университете Северная Каролина.
Исследовательницы рассмотрели процесс формирования, на их взгляд, одной из базовых форм комплексного мышления – рассуждение с помощью аналогий. «Умение находить связь и подобие между различными феноменами – фундаментальное свойство как аналитического, так и обобщающего рассуждения. Умение работать с аналогиями является неотъемлемой частью комплексного интеллекта», считает г-жа Ричланд.
Линдси и Маргерет протестировали более 1000 детей на различных возрастных «точках». Исследование было долговременным и проводилось в три этапа: каждый ребенок проходил тесты в 4,5 года, во время обучения в 1-ом классе и по достижении 15-ти лет. Дети прошли комплексную проверку уровней аналитического мышления и исполнительной способности, словарного запаса, кратковременной памяти и устойчивости внимания.
В 4.5 года малыши тестировались на способность управлять своими стихийными реакциями на внешние воздействия. Первоклашки тренировались передвигать предметы в заданном порядке с помощью игры Tower of Hanoi. В 3-м классе и по исполнении 15-ти лет молодое поколение экзаменовалось на предмет способности понимать аналогии. Третьеклассники, например, должны были завершить выражение: «Если собака – взрослый щенок, то кошка – большой…?». В 15 лет молодым людям предлагалось пройти полный письменный тест на восприятие аналогий.
Исследование выявило прочную связь между хорошими показателями словарного запаса, высоким уровнем продумывания поступков (исполнительная функция) в 4.5 года и развитостью аналогового мышления на следующих возрастных точках.
«Таким образом, результаты нашей работы свидетельствуют о том, что определенный объем знаний необходим для развития когнитивных навыков. Но контроль над инстинктами и исполнительные умения также являются важной частью процесса развития детского мышления», – подводит итог своей работе д-р Ричланд.