Опубликовано 04 сентября 2013, 12:02

Как научить детей быть творческими

Почему важно научить ребенка не бояться делать ошибки, помогать ему справиться с хаосом в распорядке дня и зачем задавать детям вопросы вместо того, чтобы предлагать готовые решения? Все эти методы помогают становиться более креативными.
Как научить детей быть творческими

Как научить детей быть творческими

«Вдохновение существует, но оно приходит во время работы», утверждал Пабло Пикассо. Современные исследования свидетельствуют о правоте великого художника. Ученые выяснили, что креативной деятельности можно научить, так как ее основания вполне рациональны. Творческое отношение к миру даровано детям от природы, родителям и учителям остается только бережно возделать эту благодатную почву. Специалисты советуют делать это системно: творческие способности проявляются при решении комплексных задач, не имеющих простых решений. По мнению ученых, «…чтобы жить творческой жизнью, необходимо избавиться от страха сделать что-то не правильно»  (Джозеф Чилтон Пирс).

Гармоничное мышление зависит не только от знаний

Специалисты из университетов Чикаго и Северной Каролины в своем новом исследовании выяснили, что дети примерно с 4,5 лет демонстрируют признаки мышления высокого уровня. Ученые предварительно определили, что ключевыми признаками «организованности» детского сознания являются способность усваивать знания и успешно учиться. Однако повторные долгосрочные исследования выявили у детей другие предпосылки системного мышления, не всегда связанные с приобретением новых сведений о мире.

Исследователи получили данные об огромной роли исполнительной, интегрирующей функции мозга в процессе становления и развития системного мышления. Исполнительная деятельность предполагает наличие таких интеллектуальных умений, как планирование и регуляция сознательных действий, постановка задач и управление вниманием. При дошкольной подготовке, развитие этих навыков у ребенка имеет даже большее значение, чем умение понимать обычные причинно-следственные умозаключения.

Дальнейшее исследование наводит на мысль, что системной, исполнительной активности можно научить. «Родители и учителя способны стимулировать развитие исполнительной способности у растущего поколения, обучая его планировать свои действия, совершать тщательно обдуманные поступки, пользоваться воображением», считает Линдси Ричлэнд (Lindsey Richland), старший преподаватель междисциплинарной кафедры наук о человеке  университета Чикаго. «Мы мало что знаем о когнитивных механизмах, лежащих в основе комплексного мышления, хотя они чрезвычайно важны для школьного образования», резюмирует г-жа Ричлэнд.

Результаты исследования были опубликованы в докладе «Раннее формирование исполнительных навыков определяет развитие мышления» (“Early Executive Function Predicts Reasoning Development”) , посвященном изучению становления системного сознания у детей с момента их прихода в школу и до 15-ти лет. Соавтором Линдси в этой работе стала Маргарет Барчинал (Margaret Burchinal), старший научный сотрудник института детского развития Фрэнка Потера Грэхема (Frank Porter Graham) в университете Северная Каролина.

Исследовательницы рассмотрели процесс формирования, на их взгляд, одной из базовых форм комплексного мышления – рассуждение с помощью аналогий. «Умение находить связь и подобие между различными феноменами – фундаментальное свойство как аналитического, так и  обобщающего рассуждения. Умение работать с аналогиями является неотъемлемой частью комплексного интеллекта», считает г-жа Ричланд.

Линдси и Маргерет протестировали более 1000 детей на различных возрастных «точках». Исследование было долговременным и проводилось в три этапа: каждый ребенок проходил тесты в 4,5 года, во время обучения в 1-ом классе и по достижении 15-ти лет. Дети прошли комплексную проверку уровней аналитического мышления и исполнительной способности, словарного запаса, кратковременной памяти и устойчивости внимания.

В 4.5 года малыши тестировались на способность управлять своими стихийными реакциями на внешние воздействия. Первоклашки тренировались передвигать предметы в заданном порядке с помощью игры Tower of Hanoi. В 3-м классе и по исполнении 15-ти лет молодое поколение экзаменовалось на предмет способности понимать аналогии. Третьеклассники, например, должны были завершить выражение: «Если собака – взрослый щенок, то кошка – большой…?». В 15 лет молодым людям предлагалось пройти полный письменный тест на восприятие аналогий.

Исследование выявило прочную связь между хорошими показателями словарного запаса, высоким уровнем продумывания поступков (исполнительная функция)  в 4.5 года и развитостью аналогового мышления на следующих возрастных точках.

«Таким образом, результаты нашей работы свидетельствуют о том, что определенный объем знаний необходим для развития когнитивных навыков. Но контроль над инстинктами и исполнительные умения также являются важной частью процесса развития детского мышления», – подводит итог своей работе д-р Ричланд.

1 из 3

ПредыдущаяКритическое мышление: от зубрежки – к анализу