Не злоупотребляйте: психолог о том, как можно и как нельзя хвалить ребенка
Главное – не навредить© Depositphotos
Похвала – отличный стимул для развития у ребенка хорошей самооценки, но она может и навредить. В каких случаях и как можно похвалить, а в каких – лучше промолчать, читателям «Летидора» объяснил детский психолог Ирина Владимировна Акользина.
Разница между похвалой и оценкой личности
Большинство родителей уверены: чем чаще ребенка хвалить, тем выше его самооценка, но при этом взрослые легко путают заслуженную похвалу с оценкой индивидуальных качеств малыша. Когда ребенок хорошо поступает или проявляет инициативу, для взрослого человека совершенно нормально реагировать одобрением. При этом важно не льстить, а дать объективный отзыв о совершенном действии. Дети ждут от взрослых ответной реакции на свои поступки, но это не значит, что надо с энтузиазмом комментировать каждый шаг.
Выберите ключевые моменты и оценивайте поступки ребенка, а его – просто любите.
Пятилетний Андрюша собрал свои игрушки и положил на место. «Какой ты у меня молодец!» – говорит мама, глядя на убранную комнату. Однако слово «молодец» больше относится к личности, и для дошколенка оно еще абстрактно. Ему непонятно, почему он молодец и чем он должен гордиться. В данной ситуации правильнее было бы использовать высказывание: «Спасибо! Как стало чисто в комнате! Мне нравится, как ты убрался». При этом ребенок почувствует благодарность за свой труд, услышав от мамы заслуженный отзыв, и будет этим гордиться.
Вряд ли найдется родитель, который ни разу не говорил своему ребенку, что он самый-самый, желая выразить одобрение.
Оказывается, так мы всего лишь сравниваем малыша с другими людьми, но не хвалим.
Ведь если дочка впервые помыла за собой тарелку, она же не стала при этом самой лучшей девочкой на свете, а вот титул «маминой помощницы» крошка вполне заслужила!
От ласковых и одобряющих слов родителю порой сложно удержаться («молодец», «моя радость»), поэтому к ним обязательно нужно добавлять и оценку поступка.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер, профессор и психолог:
«Важно понимать, что хвалить – не значит оценивать. Помните о "безоценочном отношение к ребенку". Что это значит? Нужно критиковать или хвалить поступки ребенка, а не его самого. Не "ты плохой", "ты умница", а "мне нравится, как ты сказал, сделал". "Этот поступок не очень хороший, ты, конечно, знаешь, что этот поступок не очень хороший, и в следующий раз будешь стараться поступить лучше, ведь так?". После критики хорошо добавить позитива».
Почему нельзя перехваливать
Родители, которые безмерно и неискренне хвалят малыша, наносят серьезный вред неокрепшей детской психике. Ребенок, привыкнув к беспричинному поощрению, будет требовать его все больше и зависеть таким образом от окружающих. При этом может снизиться желание что-либо делать, мол, зачем стараться, все и так хорошо.
Кроме того, постоянное одобрение за обычные действия, которые ребенок может сам легко выполнить, усиливает эгоцентризм, присущий дошкольному возрасту.
Как не перехвалить
Если родители хвалят своего ребенка при каждом удобном случае, пользуясь при этом оценочными фразами, то скоро заметят, что их чадо начнет делать все (как хорошее, так и плохое), лишь бы на него обратили внимание. Чтобы избежать такой ситуации, взрослым нужно говорить о конкретных усилиях ребенка и комментировать только конечный результат его действий.
Причем положительные отзывы должны соответствовать возрасту ребенка. Смешно хвалить его за то, что и так он уже давно умеет делать.
Старайтесь высказать одобрение взглядом или объятьем, опишите, что вы видите (какого отличного зайчика ты вылепил), узнайте мнение ребенка о его работе (а тебе нравится?), выразите похвалу через свои чувства (мне нравится, как ты…).
Похвала – как «лекарство», которым не стоит пренебрегать, но и чрезмерное его «употребление» пользы тоже не принесет.
Фото: Depositphotos