Как можно хвалить ребенка и как нельзя?

Как и за что хвалить ребенка, «Летидору» объяснил детский психолог.

Похвала – отличный стимул для развития у ребенка хорошей самооценки, но она может и навредить. В каких случаях и как можно похвалить, а в каких – лучше промолчать, читателям «Летидора» объяснил детский психолог Ирина Владимировна Акользина.

Разница между похвалой и оценкой личности

Большинство родителей уверены: чем чаще ребенка хвалить, тем выше его самооценка, но при этом взрослые легко путают заслуженную похвалу с оценкой индивидуальных качеств малыша. Когда ребенок хорошо поступает или проявляет инициативу, для взрослого человека совершенно нормально реагировать одобрением. При этом важно не льстить, а дать объективный отзыв о совершенном действии. Дети ждут от взрослых ответной реакции на свои поступки, но это не значит, что надо с энтузиазмом комментировать каждый шаг. Выберите ключевые моменты и оценивайте поступки ребенка, а его – просто любите.

|

 

|

akolzina_irina.png

|

 

Ирина Владимировна Акользина 

детский психолог 

 

|

«Пятилетний Андрюша собрал свои игрушки и положил на место. «Какой ты у меня молодец!» – говорит мама, глядя на убранную комнату. Однако слово «молодец» больше относится к личности, и для дошколенка оно еще абстрактно. Ему непонятно, почему он молодец и чем он должен гордиться. В данной ситуации правильнее было бы использовать высказывание: «Спасибо! Как стало чисто в комнате! Мне нравится, как ты убрался». При этом ребенок почувствует благодарность за свой труд, услышав от мамы заслуженный отзыв, и будет этим гордиться».

Эмоциональный ребенок: владеть собой - владеть миром 

Вряд ли найдется родитель, который ни разу не говорил своему ребенку, что он самый-самый, желая выразить одобрение. Оказывается, так мы всего лишь сравниваем малыша с другими людьми, но не хвалим. Ведь если дочка впервые помыла за собой тарелку, она же не стала при этом самой лучшей девочкой на свете, а вот титул «маминой помощницы» крошка вполне заслужила!

От ласковых и одобряющих слов родителю порой сложно удержаться («молодец», «моя радость»), поэтому к ним обязательно нужно добавлять и оценку поступка.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, профессор и психолог:

«Важно понимать, что хвалить – не значит оценивать. Помните о «безоценочном отношение к ребенку». Что это значит? Нужно критиковать или хвалить поступки ребенка, а не его самого. Не «ты плохой», «ты умница», а «мне нравится, как ты сказал, сделал». «Этот поступок не очень хороший, ты, конечно, знаешь, что этот поступок не очень хороший, и в следующий раз будешь стараться поступить лучше, ведь так?». После критики хорошо добавить позитива».

1 из 3

ПредыдущаяПочему нельзя перехваливать
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Семейный гороскоп
Загрузка...