Зачем рассказывать детям о войне и как преподносить эту информацию ребенку, рассуждает постоянный колумнист «Летидора» Анастасия Кокеева. Сложность темы — не повод избегать настоящего, открытого разговора с детьми о войне и мире, патриотизме и национальной гордости, уроках истории и героизме прадедов, о самоотверженных подвигах, о городах-героях и наградах. Чем дальше от нас Великая Отечественная война, тем меньше возможность услышать о ней из уст очевидцев, и тем больше потребность, чтобы помнили. С рекламы на меня смотрит мальчик лет шести в гимнастерке и пилотке, с букетом цветов в целлофане, голова вжалась в плечики, в глазах — растерянность. Подпись внизу — что-то про «с праздником 9 Мая». Если реклама — это способ коммуникации, то какое сообщение несет нам этот ребенок, родившийся в 2010-2011 году, одетый в военную форму Великой Отечественной войны 1941-1945? Что он понимает про этот день, про эту пилотку? Что объяснили ему взрослые — стилисты, режиссеры, фотографы и прочие, когда просили его улыбаться/не улыбаться на камеру?Со Дня Победы прошло уже более 70 лет. Почти не осталось в живых ветеранов, выросло поколение детей, чьи семьи война коснулась отзвуками историй или звоном дедовских медалей. Миллениалы уже с трудом отвечают на вопросы, когда была Вторая мировая война, кто с кем и за что воевал, «фашистами» называют учителей, слишком много задавших на дом, не разбираясь, пририсовывают гитлеровские усики — даже не в шутку, а просто от незнания. Они не в теме. Про Бухенвальд или Освенцим слыхом не слыхивали, «На безымянной высоте» отчего-то во «ВКонтакте» не скачивают, все больше смотрят «Звездные войны», а не «Завтра была война»,А ведь 9 Мая — самый честный, самый настоящий, самый благородный повод для разговора с детьми о патриотизме, национальной гордости, людях и событиях, изменивших мир, человеческих ценностях. Как бы история ни переписывала учебники, День Победы — одна из немногих великих дат, не подлежащих пересмотру.Кажется, мир сошел с ума. В детских садах и начальных классах устраивают праздничные фотосессии: наряжают детей в те же гимнастерки-пилотки, на первый план — дедушку-«ветерана», на задний — знамя полка. Самое страшное — этот балаган прокатывает!В этом театре абсурда ставка делается на зрелищность и масштабность шоу — мол, а как еще сегодняшнему поколению показать, что такое землянка? Школы, детские сады, улицы, парки и площади городов в праздник Победы превращаются в помесь карнавала и безграмотной исторической реконструкции, которая только еще больше отдаляет детей и подростков от темы. Страна, где война не обошла стороной ни один дом, где погибли десятки миллионов людей, где выросло поколение без отцов, где до сих пор грибники в лесах взрываются на минах, не знает, как рассказать сегодняшнему поколению про Великую Отечественную войну. Про Победу. Про то, как остановили, выжили, сберегли. Про то, какое это счастье — мирное небо и свист птиц, а не пуль. Про то, что война — это ад, которому не место на Земле. И про то, как жить, чтобы этому никогда не повториться. Мы разговорились на эту тему с Еленой Игнатьевой, учредителем международного детского сада Kid’s Estate. У Елены своих двое сыновей — 8 и 17 лет. В их семье принято разговаривать о Великой Отечественной войне, рассматривать старые фотографии, 9 Мая смотреть парад Победы. – Мы стараемся чаще возить их к еще одному прадеду, живому участнику и свидетелю войны, который, слава богу, жив. Смотрим выборочно старые фильмы, всем нам прекрасно известные, где акцент часто делается на чувствах и переживаниях, а не на масштабах. То, что им доступно осмыслить и пережить. Я читаю им стихи и пою песни про войну. Это оказалось очень сильным средством. Помню, пела старшему песню Владимира Высоцкого, и на словах «В небе горит-догорает звезда, некуда падать» мой сын заплакал. Он не все понял, но многое почувствовал, прикоснулся сердцем к тому, о чем поется в песне. Вообще, вот это «прикоснуться», за которым стоит пробуждение души, по-моему, самое главное в любом воспитании чувств. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок «прикоснулся» к тому, что вы считаете важным, и тогда чувства и знания сами прорастут в его пробужденной душе, а со временем сложатся в правильную картину мира, нащупав и историческую память, и корни. А значит, вам не понадобятся дорогие бутафорские средства, которые воздействуют на глаз и ухо, но никак не на душу. Хуже того, в голове у маленького человека формируется ложное представления о тех событиях и, конечно, это не дает ему никакого представления о страдании, страхе, ужасе, масштабе катастрофы, об истинном героизме и патриотизме, величии народа, значении и цене победы. – А в детском саду 9 Мая отмечать будете? – Скорее всего, вот такими рассказами. Будем книги читать, рассуждать, фотографии бабушек и прадедов принесем, сделаем выставку. Тепло, осмысленно, камерно. Песни обязательно. Только без гимнастерок и винтовок.P.S. Мне в наследство от деда, военного хирурга, прошедшего всю войну, побывавшего в окружении, достался чемодан. Надежно сбитый фронтовой ящик цвета хаки. Я думала покрасить его в белый цвет и подарить ему вторую жизнь — поставить у кресла как журнальный столик. Рука не поднялась.Помню, как дед сажал меня, пятилетнюю, на колени, что-то мастерил и что-то напевал про темную ночь, и детскую кроватку, и про глубину ласковых глаз, и… про смерть, которая сейчас над ним кружИтся… Петь он не умел, но я всегда забывала дышать и не смела пошевелиться, когда он был мыслями далеко. Когда он ушел, про темную ночь мне напевала мама. Как-то, собираясь на сложную встречу, я сказала своей дочери: Жди меня, и я вернусь! Только очень жди! Откуда это? Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, Просто ты умела ждать, Как никто другой. Про войну? Да. Как догадалась? Жду тебя. Все получится. Фото: МИА «Россия сегодня»