Что делать, если мама не умеет играть? Ольга Теплякова – автор более 50 книг для родителей и специалистов, создатель множества развивающих игрушек, отвечает на этот вопрос. Из-за обилия материалов по раннему развитию мало кто может поверить, что лучшим вариантом обучения для малыша является самая простая игра с мамой. Ольга Теплякова, известный педагог-психолог, разработала ряд методик по игровому развитию и коррекции поведения детей раннего возраста. Уже более 35 лет она придумывает игры и учит мам и пап играть с их детьми так, чтобы эти занятия приносили не только радость всей семье, но и помогали ребенку овладеть новыми знаниями и навыками. Она занимается индивидуальным консультированием родителей по игровому воспитанию детей и проводит онлайн-тренинги в школе Галки-Игралки для мам и малышей разных возрастов. У Ольги восемь детей и еще восемь внуков, поэтому ее игры прошли проверку на практике. Ольга Николаевна, каковы главные особенности вашей методики игрового развития ребенка?** В моей методике игровые ситуации являются центром обучения. Ведь по большому счету для маленького ребенка нет особенного смысла в заучивании цифр, букв, геометрических фигур как символов. Точно также большинству детей неинтересен сам процесс письма или счета. А вот если взрослый помогает ребенку выстроить игру с увлекательным сюжетом и реальными предметами, то и обучение навыкам происходит легко и весело. Например, можно показать карточку с изображением жука и словом «Жук». А можно на прогулке понаблюдать за живым жуком, спеть про него песенку, дома побегать-половить жука, потом сесть нарисовать его и приклеить надпись «Это жук. Рисовал Боря». Куда веселее, правда? И это по-настоящему работает. Ребенок не только овладевает некоторыми конкретными навыками, но приобретает желание и дальше играть, узнавать что-то новое и творить! Кроме того, благодаря такому совместному творчеству, между взрослым и малышом устанавливаются особенные отношения. Это теплый, доверительный, позитивный контакт, здесь в первую очередь взрослый учится творить сам и уважать творца и партнера в своем ребенке. Ребёнок это будет ценить и в будущем, когда вырастет.Иными словами, я не пытаюсь, как большинство родителей, чем-то научить ребенка. Я просто с ним играю. И, как правило, это дает куда более заметные результаты по сравнению с целенаправленным обучением малыша. – В чем тогда заключается отличие игры от обучения? Ведь особенно с маленькими детьми бывает очень непросто нащупать ту грань, которая разделяет эти два понятия. – Игра от обучения отличается тем, что в процессе игры мама не ставит перед самой какой-либо цели. Она не стремится чему-либо научить своего ребенка, а просто получает удовольствие от процесса общения с ним. Но это я говорю как педагог-психолог. Гораздо интереснее то, как разграничивают игру и обучение мамы, с которыми я встречаюсь. В нашей школе Галки-Игралки развернулась целая дискуссия на этот счет. Так вот сами мамы сходятся во мнении, что игра – это творческий, свободный процесс, органически подходящий для ребенка, удобный для его восприятия. Опыт мам доказывает, что получать знания в игре малышу проще и гораздо приятнее. – А с какого возраста можно начать обучать малыша играя? – Прелесть такового игрового подхода, что играть на самом деле можно хоть с периода беременности. Да-да, только сначала играет и творит мама. Петь и танцевать с младенцем на руках можно уже в краткие минуты бодрствования на первых месяцах. Затем это могут быть самые разные двигательные игры: ползаем за интересными предметами, прячем их, и так далее. С полугода уже вполне можно рисовать, я вот уже рисую со своей 6-месячной внучкой Варей. Рисовать с такими маленькими детками можно так: младенца держим на коленях, в ручку вкладываем кисть или фломастер, а своей рукой помогаем его держать. Этот прием называется «из руки в руку». С полугода также можно начинать считать, изучать геометрические фигуры, писать и читать. Больший акцент следует делать на предметную деятельность, ритмические и музыкальные игры. – Как эта методика помогала организовывать игры для ваших детей, когда они были маленькими? И, кстати, не страшно было обзаводиться такой большой семьей? – Мы с мужем сначала решились на троих, но когда они родились, четвертого и пятого уже было рожать не страшно. Когда ты мама двоих детей, ты главная, ты руководишь – так или иначе. Когда их трое, они чувствуют это и знают свою силу, ты уже не главный, а часть группы, социальная группа живет и развивается по своим правилам, вместе выработанным! Когда нашему четвертому ребенку – сыну Никите – исполнилось 4 месяца, мы поехали к Никитиным в первый раз (Елена и Борис Никитины – знаменитые русские педагоги-новаторы – прим.ред). Многое открылось мне тогда в первый раз. Я поняла, что с детьми надо играть, поняла, как важно поменьше говорить «нельзя» и очень много двигаться. Когда дети немного подросли, мне было достаточно только придумывать какие-то новые игры. Они сразу же подхватывали инициативу и играли между собой. Старшие с удовольствием играли с малышами. А у маленьких появились новые возможности – смотреть и участвовать в играх и занятиях старших детей. Читали, к примеру, очень часто все вместе, иногда – по очереди. А еще писали друг другу записки, порой очень смешные.Секреты удачной игры– Есть ли какие-то правила проведения игр в вашей методике? – Сразу оговорю, что в самих играх правил, конечно, нет. Однако если мы все-таки обсуждаем игровое занятие, то, безусловно, нужно учитывать психологические и физические нюансы возраста детей. Старайтесь начинать игру вовремя. Важно, чтобы ребенок не был уставшим или сонным, чтобы его не отвлекали другие занятия. Никогда не начинайте игру, если у вас плохое настроение. Пусть тогда малыш поиграет сам под вашим наблюдением или в компании с другими членами семьи. Дома подготовьте пространство для игры, уберите отвлекающие предметы. Начинайте игру сами, и, кстати, совершенно нормально, если малыш не включится в игру сразу. Многие дети хотят сначала понаблюдать: а что же это такое интересное делает мама? Во время игры активно проговаривайте свои действия. Старайтесь не критиковать ребенка, если он ошибается. Лучше показывать правильный порядок действий и обращать его внимание именно на это. Нам же важно не избегать ошибок, а пробовать что-то новое! Импровизируйте вместе с ребенком. Если он хочет погрузить в машину не зайку, а, к примеру, корову и отвезти ее в деревню, поддерживайте такие инициативы! Не забывайте радоваться промежуточным и итоговым результатам малыша: «Красиво получилось! Молодец!» Завершить игру вовремя – это тоже большое искусство. Оптимальное время игры в зависимости от возраста 2-10 минут. Чем младше ребенок, тем короче игра. Потом ребенок начинает утомляться и даже нервничать. Постарайтесь в сюжете игры поставить точку: «Все, приехала машина!», «Нарисовали ягодки, молодцы». Предметы, которые вы задействовали в игре, стоит убрать, так ребенку будет легче переключиться на что-то новое. – Большую часть времени вы проводите, общаясь с мамами и их малышами лично. Какие типичные ошибки совершают мамы во время игр с ребенком? – Таких ошибок несколько. Главная из них – неумения мамы играть. Очень часто им бывает непросто отделить игру от обучения. Многие мамы не дают ребенку подвигаться, сделать что-то самостоятельно, самостоятельно совершить ошибки. Кроме того, многие мамы стремятся сделать все по-своему, не считаясь с желанием малыша. Поэтому первое, что стоит сделать маме, которая озаботилась ранним развитием – это научиться снова играть! Я понимаю, насколько мамам бывает сложно расслабиться и импровизировать. Мама может уставать, стесняться, углубляться в рефлексию и быть слишком серьезной. Но, главное, для мамы – это не бояться ошибиться. Игра на то и игра, чтобы приносить позитивные эмоции всем участникам. В своих книгах, уроках школы Галки-Игралки, я стараюсь давать мамам довольно конкретные инструкции по играм. Но мама сама должна понять, как можно гармонично включать какие-то элементы обучения в игровой сюжет. Дальше остается лишь фантазировать и придумывать вместе со своим малышом индивидуальные игры. – Откуда родителям брать идеи для новых игр, как правильно выбрать сюжет? – Прежде всего, необходимо присматриваться к интересам ребенка, следить за тем, с чем ему нравится играть больше всего и вокруг этих предметов или действий выстраивать все игры. Сюжет для игры должен быть интересен и понятен ребенку. Идеи для игр всегда можно почерпнуть из вашей жизни! Сегодня мама с малышом гуляли в парке и видели стрекозу. Почему бы не поиграть на эту тему? Или видели большую бетономешалку. Почему бы не поиграть в бетономешалку? Некоторые мамы мальчиков говорят мне: как его учить читать, он же только с машинками и играет. А ведь машинку можно нарисовать, надписать рисунок, в машинке можно возить игрушки и карточки с их именами, а уж как хорошо учить считать, загружая в машинки разные предметы! Ну и старайтесь выбирать такие сюжеты, внутри которых малыш сможет и подвигаться, и что-нибудь нарисовать, и послушать веселый стишок или песенку. – Вы все время говорите о том, что как во время должна вести себя мама. Неужели роль папы при этом сведена к нулю? – Общение с папой для ребенка так же важно, как и с мамой. Но игры с папой зачастую сильно отличаются от маминых. И это замечательно, потому что так малыш пробует самые разнообразные способы поведения и игры. Папы, как правило, больше любят подвигаться, часто это бывает довольно таки буйное времяпрепровождение. Я всегда говорю мамам: «Отпустите ребенка поиграть с папой!». В конце концов, для мамы это шикарная возможность отдохнуть. Кстати, доказано, что обучение ребенка самой мамой проходит наиболее продуктивно, и заменить ее при этом не смогут ни папа, ни бабушка или дедушка. Правда, исключение составляет развитие речи. В этом процессе огромное значение играет общение с отцом, хотя, как правило, папы во время игр остаются немногословны. – Во время занятий с детьми вы все время что-то напеваете. Музыкальное или стихотворное сопровождение игр вы считаете обязательным? – Я бы назвала его желательным. Оно помогает налаживать контакт между мамой и ребенком. При этом песни и стихи развивают речь ребенка естественным образом и делают для ребенка многие игры гораздо более интересными. Кроме того, музыкальное сопровождение – это повод для двигательной активности. Песни и стихи необходимо вписывать в сюжеты игр. Они могут стать прекрасным поводом что-нибудь нарисовать или надписать и прочитать.– Как вам кажется, как изменились детские игрушки за последние десять-пятнадцать лет? – Они изменились однозначно в худшую сторону. У прошлого поколения игры были проще, примитивнее, но ребенку было удобнее в них играть. Раньше у каждой девочки был пупс, с ним можно было придумать множество игр. Современные куклы предлагают устойчивые сюжеты для действий ребенка и не оставляют места фантазии. Сегодня очень многие игры сделаны так, чтобы их было интересно купить родителям, а не играть с ними детям. – А как вы относитесь к различным гаджетам в руках маленьких детей? – Я понимаю, что это неизбежность, и не советую родителям категорически запрещать малышам с ними заниматься. Но я убеждена, что начинать все подобные игры необходимо с «живых» кубиков, пирамидок и машинок. Игры на экране никогда не заменять ребенку реальных эмоций, реальной радости и, что очень важно, не научат его общению. Японские психологи установили, что дети в этой стране, довольно рано начинающие пользоваться электронными устройствами во время игр, во взрослой жизни начинают испытывать серьезные проблемы с общением. Их коммуникативные навыки оказываются не сформированными должным образом. А игра – это именно та среда, которая способствует формированию таких навыков, даже если это и не кажется очевидным.