Некоторых родителей пугают, что у ребёнка, не посещавшего детский сад, будет немало проблем в школе. Так ли это? «Летидор» обратился с этим вопросом к эксперту. Скоро 1 сентября, и для многих этот день ознаменуется переходом в новое качество: вчерашние «просто малыши» станут школьниками. Вероника Давыдова , детский психолог и психотерапевт, автор программы «Разноцветный мир», рассказывает, с какими трудностями сталкиваются первоклассники, которые не ходили в детский сад, и как им могут помочь родители.Да, процесс адаптации к школе у детей, которые перед этим посещали дошкольное учреждение, будет отличаться от тех, кто провел первые шесть или семь лет жизни в «свободном полете». Вот 6 основных моментов, на которые родителям стоит обратить внимание. Адаптация к детскому коллективу Что говорят мамы : «Ну да, мой ребенок не ходил в сад, но мы посещаем массу кружков и секций, зачем же нам еще и садик?» А вот зачем. Ребенок, который ходит в детский сад, день за днем попадает в один и тот же коллектив, в котором хочешь — не хочешь, он вынужден налаживать отношения, решать свои маленькие житейские вопросы, принимать первые решения, касающиеся дружбы, вражды, любви и равнодушия. Это симуляция взрослой жизни, тренировка навыков межличностных отношений, первые коалиции, первые отвержения. В жизни будет еще много устойчивых коллективов: школа, институт, работа, где пригодится умение эффективно и безопасно взаимодействовать, поэтому садик — это отличная среда для тренировки этих навыков. Что делать? Рассказать ребенку, сколько друзей у него теперь может появиться. Проговорить и проиграть с ребенком различные моменты, с которыми вы сами сталкивались в школьные годы на уроках и переменах.Разобрать с ним те виды реакций, которые могут привести к сложностям с коллективом.Адаптация к дисциплине Что говорят мамы : «В садике куча законов и правил, которые ограничивают свободу и травмируют моего ребенка!» Это верно, в садике идет довольно жесткое приучение к дисциплине, и зачастую это непросто воспринимается ребенком. Но в школе правила едва ли не жестче: например, 45 минут нужно сидеть на одном месте, слушать учителя, не разговаривать, не ходить по классу, выполнять задания и так далее. И если до этого не было подобного опыта, то в школе придется туговато. Конечно, есть инновационные школы типа Монтессори или вальдорфской, но их не так много. Что делать? Заранее проговорить с ребенком те правила и границы, с которыми он столкнется в первый же день. Объяснить, для чего они нужны и что может произойти, если они не будут соблюдаться.Адаптация к самому процессу обучения Что говорят мамы : «Мы достаточно хорошо подготовили ребенка к школе: он и читает, и считает, и даже говорит по-английски». И здесь я говорю не об уровне подготовленности (хотя это немаловажный момент), а о процессе учебы как таковом. Структура урока будет легче восприниматься ребенком после детсадовских занятий, также построенных по определенному принципу и имеющих определенную направленность и продолжительность. Что делать? По сути — все то же самое, что и в предыдущем пункте: подробно рассказать, что и как будет происходить, как строится структура урока, какие упражнения обычно выполняются, что делать, когда устаешь или не успеваешь за учителем.Адаптация к оценкам Что говорят мамы : «В первом классе не ставят оценок, а потом он уже привыкнет к школе и это не будет его так травмировать». Да, конечно, в самом начале обучения первоклашкам не ставят оценок, но определенная оценочная система все равно существует, будь то звездочки или кружочки разных цветов.И сам он тоже себя сравнивает с другими. И если до этого момента он был лучшим и самым умным для своих родных, то в школе его может ждать разочарование и, как следствие, снижение мотивации к учебе. Что делать? Самый сложный вопрос, на самом деле. Многие родители используют такой инструмент, как принятие, или «мы тебя любим несмотря на оценки», «ты для нас самый лучший и самый любимый». В ряде случаев это снижает дискомфорт при адаптации. Но есть детки, которым крайне важно быть «на гребне волны» в любой компании, и любое чужое превосходство воспринимается крайне болезненно. Адаптация к учителям Что говорят мамы: «Главное, чтобы учитель был внимательным и терпеливым». А если нет? И вообще, раньше все взрослые, которые решали, как и что нужно делать ребенку, были свои, родные: мама, папа, бабушка с дедушкой, ну в крайнем случае тетя.Ребенок, выросший дома в окружении только близких, может попросту не воспринять эти указания и правила либо будет болезненно их воспринимать. Что делать? Конечно же, очень внимательно выбирать учителя. Вы можете остановить свой выбор на самой блестящей школе, с бассейном, самой продвинутой системой обучения и инновационной программой, но если учителем вашего ребенка окажется человек, для которого работа с детьми — это лишь работа, причем не очень приятная, то есть риск, что из школы ваше чадо будет приходить мрачнее тучи, швырять портфель в угол и запираться в комнате.Адаптация к инфекциям Ну и в заключение — про здоровье. Наверняка все (или почти все) родители отмечали, как часто болеет ребенок, который начинает ходить в детский сад. Это связано в первую очередь с большим количеством детей в непосредственной близости и с их инфекционным спектром.Но весь фокус в том, что, не выработав иммунитет к такому «инфекционному полю» в детском саду, ребенок начинает точно так же часто и подолгу болеть в школе, пропуская занятия и не успевая влиться в коллектив. Что делать? Вооружиться комплексом витаминов на каждый день и заняться закаливанием организма, если раньше до этого у вас не дошли руки. И в заключение хочу сказать, что, конечно же, далеко не все сложности, перечисленные мною выше, обязательно «выстрелят». Многое зависит от особенностей психики и темперамента самого ребенка, от уровня его способностей и закалки. Но в любом случае эти факторы необходимо учитывать при подготовке к школе. И пусть девизом вашего ребенка станет строчка из песни нашего детства: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!».Фото: МИА «Россия Сегодня», Shutterstock.com