Две хитрости, которые научат младенца крепко спать
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Многие молодые родители находятся в замешательстве: одни психологи говорят, что с помощью определенных тренировок можно отучить малыша просыпаться среди ночи, а другие утверждают, что такие «вмешательства» опасны для детской психики. Разбираемся, какие все-таки хитрости существуют и можно ли их использовать.
Предмет спора: нужно ли ребенка учить засыпать
УЧЕНЫЕ «ЗА». Сторонники «насильного засыпания» считают, что у ребенка можно развить способность самоуспокоения: если малыш проснулся, например, в три часа ночи, то это не значит, что его обязательно нужно бежать убаюкивать. Случайно проснувшегося ребенка можно научить засыпать самостоятельно, как это и делают взрослые люди. Ученые даже разработали безопасную схему таких тренировок, о которой мы расскажем ниже.
УЧЕНЫЕ «ПРОТИВ». И совсем другие взгляды — у противников этой теории. Они пугают, что плачущий малыш, к которому никто не подходит (даже если речь идет всего о трех минутах), может столкнуться с психологическими проблемами позже. Неудивительно, что среди сторонников этой точки зрения подавляющее большинство — последователи «естественного родительства», которое предполагает очень тесную связь между чадом и его родителем, а также удовлетворение всех потребностей ребенка.
РОДИТЕЛИ. С одной стороны, мамы и папы переживают: «А вдруг малыш, не дождавшись родителя, и правда усвоит, что он никому не нужен?» А с другой стороны, измученные и раздраженные люди, вынужденные в любую минуту прервать свой ночной сон и заняться младенцем, не могут быть идеальными родителями.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Научный эксперимент: как тестировались техники засыпания
Современные продвинутые родители не привыкли верить в голословные рассуждения научных работников. Поэтому австралийские ученые провели крупное исследование с участием 43 малышей в возрасте от 6 до 16 месяцев, у которых были проблемы с засыпанием.
Ученые разделили детей на три разные группы:
1. Техника «Контроль детского плача»
Суть: родители в течение целой недели позволяют плакать ребенку только определенное количество минут. Если время истекло, а малыш сам не успокаивается, мама или папа должны вмешаться. Интервал родительского «равнодушия» должен с каждой ночью постепенно увеличиваться.
Например, мы начинаем тренировку с понедельника. В этой таблице можно увидеть, сколько минут малышам приходилось плакать в одиночестве, чтобы улучшить свои навыки засыпания. Значение имеют и количества пробуждений среди ночи.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
2. Техника «Плюс 15 минут»
Суть: отодвигание укладывания на 15 минут. Например, вместо 19:00 родители укладывали младенца спать в 19:15. Ребенок отходит ко сну более уставшим — значит, вероятность ночных пробуждений должна снижаться.
Если эффекта не было, через пару дней прибавляли еще 15 минут и укладывали уже в 19:30. Соответственно, малыш должен наверстать эти минуты утром, поэтому надо будить его на 15, 30, 45 минут позже.
3. Контрольная группа
Дети из контрольной группы оставались на прежних условиях: тренировкой их засыпания родители не занимались.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Результаты эксперимента
Один из авторов исследования, профессор Майкл Грэдизэр из австралийского университета (г. Аделаида), подчеркнул, что об окончательных результатах исследования можно говорить только после финального сравнения показателей во время эксперимента и спустя некоторое время после него.
Исследователи регулярно измеряли у всех участвующих детей уровень кортизола — гормона стресса. А также выяснили, как вышеперечисленные тренировки отразились на привязанности ребенка к родителю. И вот что получилось:
• Обе техники — и «Контроль детского плача», и «Плюс 15 минут» — помогают детям засыпать быстрее, а случаи ночных пробуждений и плача сокращаются (по сравнению с детьми из контрольной группы).
• Уровень кортизола в слюне не превышал нормы ни в одной из тестируемых групп — это значит, что данные техники не являются стрессовыми для детей.
• У детей не появилось никаких поведенческих проблем ни во время проведения тренировки сна, ни год спустя.
Однако критики этих техник не унимались: они начали предполагать, что такие опыты могут отразиться на эмоциональной связи «ребенок-родитель» через несколько лет.
Спустя 6 лет для чистоты эксперимента этим вопросом занялся уже исследовательский институт в Мельбурне: все участники — и дети, и их родители — были еще раз протестированы. Вывод остался прежним: тренировка сна во младенческом возрасте не нарушает ни психику, ни эмоциональную связь между детьми и родителями.
Но несмотря на это, ни один исследователь не стал убеждать родителей, что тренировать детский сон — это очень полезная практика. Оказывается, дети, которые не проходили таких тренировок, растут точно так же, как и «тренированные». Какой же вывод могут сделать из этого родители?
За и против техник «насильного засыпания»: кто на самом деле прав
Прав тот, кто выбирает для себя наиболее удобный вариант. Если вам несложно вставать ночью и убаюкивать малыша хоть каждую минуту — забудьте про всякие техники, так как вы прекрасно обойдетесь без них.
Но если вы истощены недосыпом настолько, что готовы сорваться на беззащитном плачущем младенце, попробуйте обучить его сну с помощью этих хитростей.
Но это не значит, что вы можете продолжать спать, когда ваш малыш буквально заливается слезами.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Напоминаем, что даже в представленной таблице максимально допустимое время плача в одиночестве — это 35 минут. И это после недели тренировки. В конце концов, плач может говорить о том, что у ребенка что-то болит.