Дети — это другие люди: как понять ребенка и найти с ним общий язык
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© VOSTOCK
На прошлой неделе «Летидор» посетил мероприятие в честь запуска образовательно-игрового проекта «Откройте детский взгляд на вещи!» бренда Kinder Chocolate, в котором родители вместе со своими детьми (это важно!) могут окунуться в невероятный мир детского воображения. И этот мир — совсем не похож на наш.
В мире детского воображения живут по другим правилам — здесь и сейчас — и получают от этого неподдельное удовольствие от реальности, которую взрослые часто считают лишь обыденностью. Почему мамы и папы так не умеют? Да потому что дети — это совсем другие люди.
О том, как понять психологию ребенка и помочь ему слышать нас, на мероприятии рассказал приглашенный эксперт — игровой психолог Александр Покрышкин. Мы послушали выступление и решили поделиться с вами самыми важными тезисами.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© VOSTOCK
Как думают и видят окружающий мир дети
• Наглядно. Иногда создается впечатление, что старания мамы и папы не оправдаются, потому что для детей важно что-то другое, совершенно неожиданное для взрослых. Например, из насыщенной и увлекательной поездки в другой город малышу больше всего может запомниться гусеница, которую он заметил на клумбе у вокзала.
Услышав новую информацию, дети рисуют в своем воображении картину своей собственной реальности, а когда что-то вычисляют, часто считают клеточки. А все потому, что ребенку для понимания ситуации нужны конкретные наглядные образы.
У взрослых есть абстрактное мышление, а у детей оно не так развито.
Важно понимать, что если вы пользуетесь фигурами речи, ребенок может понять их по-своему.
• Без временной перспективы. Во-первых, детям очень сложно проставить события во времени. Замечали, как иногда малыши теряются при вопросе «Как тебе сегодня было в детском саду?», «Что ты сегодня ел в столовой?». Многих родителей удивляет эта растерянность, но часто дети действительно не могут вспомнить.
Они также не понимают, в чем разница между «осталось 5 минут» или «подожди 15 минут». Именно поэтому малыш может каждые 10 секунд приставать к вам с вопросом «А пять минут уже прошло?».
Во-вторых, значимость будущего для родителя и ребенка очень отличается. Что нужно взрослому человеку для счастья? Выпить чашку кофе и поболтать с друзьями? Несомненно, но только этого недостаточно. Нам важно знать, какие у нас перспективы, чем закончится этот месяц, будут ли оплачены счета, когда дадут зарплату и так далее. И это естественное состояние!
А вот дети о перспективах не думают — им нужно получать эмоции, удовольствие и нашу заботу здесь и сейчас.
Взрослому важно знание о будущем, ребенку — спокойствие и удовольствие в настоящем.
Вот почему разговоры о том, как хорошая учеба важна для будущего успеха, неэффективны. Чтобы ребенок хорошо учился, его важно заинтересовать самим процессом.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© VOSTOCK
• Эгоцентрично. Вспомним эксперимент. Детям 4-5 лет показывали мультфильм, в котором есть 2 куклы — первая с корзинкой, вторая с коробкой. Первая кукла ходит и собирает разноцветные камушки в свою корзинку, затем она оставляет собранное в комнате, а сама выходит. Тут вторая кукла подходит к корзине и пересыпает камушки в свою коробку. Открывается дверь, возвращается первая кукла…
Детям задают вопрос: «Как ты думаешь, к чему сейчас подойдет эта кукла — к корзине или к коробочке?». Каждый ребенок ответил: «К коробочке». Ведь они уже знают, что случилось в этой комнате, и им сложно представить, что первая кукла думает иначе, так как отсутствовала в комнате в этот момент.
Эгоцентризм — частая причина, по которой ребенок на что-то рассчитывает, а потом расстраивается из-за неоправданных надежд.
• С воображением. Для ребенка воображение имеет бОльшее значение, нежели опыт. Если взрослого беспокоят бытовые вопросы (отсутствие денег, болезни, не забыл ли выключить утюг и так далее), то дети боятся темных шкафов.
Когда малышу говорят «Не выбегай на дорогу, это опасно!», его это меньше останавливает, чем нечто в черном коридоре.
• Эмоционально. Эмоции у детей гораздо ярче, чем у взрослых. К тому же, ребенку ими сложнее управлять.
Саморегуляция нервной системы — способность управлять собой — у детей находится в процессе освоения.
Сломанная машинка или пропущенный мультик — очень серьезная потеря для ребенка, которая может привести к утрате самообладания.
И если взрослый умеет выражать свои эмоции словами, то малыш этому пока учится. Например, о чем может говорить детская игра в перевоплощение в беззащитного щеночка, которого мама должна погладить? Скорее всего, ребенок таким образом пытается получить внимание и ласку. В этот момент он мог бы сказать: «Мам, я сейчас чувствую себя уставшим, мне грустно, мне хочется твоей ласки», но вместо этого он становится собачкой и таким образом пытается удовлетворить свои потребности.
То же самое происходит, когда на детской площадке один малыш толкает другого. Этим поступком он выражает свое недовольство вместо того, чтобы объяснить его словами.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© VOSTOCK
Как общаться с детьми, чтобы они нас лучше понимали
1. Обсуждать и повторять. Непростые темы — зачем людям деньги, откуда берутся дети, что такое смерть и другие — придется объяснять по многу раз.
Часто мы говорим одно, а дети понимают по-другому. Например, объяснить ребенку, что незнакомцам нельзя доверять, — дело не одного дня. Все малыши, которых посторонние люди уводили с детских площадок, были предупреждены об опасности незнакомцев. Что же пошло не так? Вспомним показательный пример. В группу семилеток приходит психолог, представляется Ольгой и начинает занятие по безопасности. На вопрос «А я вам знакомый человек или нет?» почти все дети ответили: «Да, знакомый. Вы — Ольга».
Важно учитывать мировосприятие ребенка и серьезные вещи обсуждать с ним по многу раз.
2. Переводить свою речь на детский язык. Кроме обсуждений и повторений, в общении с ребенком важен максимально понятный язык.
Чем проще мы говорим, тем лучше нас понимают дети.
Фраза «Ты так плохо себя ведешь!» не объясняет ребенку суть проблемы. А взрослым часто кажется, что дети их просто не слушают. Лучше простым языком обрисовать ситуацию, чтобы ребенок учился понимать свои эмоции и их причину. Как это сделать?
Нейропсихолог и нейробиолог Дэниел Сигел в одной из своих книг «Воспитание с умом» рассказывает о способе перевода эмоционального напряжения ребенка из правого полушария (образы) в левое полушарие (слова). В этом поможет увлечение ребенка занятным рассказом о вашей проблеме. Например, «Ты сидел, смотрел мультфильмы. У тебя вообще три любимых мультфильма (упомянуть названия). Ты их очень любишь, а тут прихожу я и говорю: “Все пора одеваться, мы идем на улицу”. А ты такой “Как так, я хочу смотреть мультики”. Но тут я тебе напоминаю, что мы еще давно договаривались, что нам нужно выйти из дома именно в это время. Да, ты, конечно, забыл. А еще и расстроился. Но я тебе напомнила, так что теперь ты вспомнил…»
Попробуйте подключить артистизм и рассказывать с интересом.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© VOSTOCK
3. Уделять внимание эмоциям. Важный навык для детей — учиться понимать собственные эмоции. Но мамам и папам также важно уметь распознавать эмоции своего ребенка — с каким настроением он вас слушает, с каким делает уроки, а с каким ходил сегодня на прогулку.
Однако родительское участие в понимании взрослых и детей сильно отличается. Например, большинство родителей ставят на первое место следующее: почаще целовать и обнимать ребенка, поддерживать его в трудных ситуациях, давать советы об отношениях с друзьями, слушать рассказы о прошедшем дне, помогать в начинаниях и достижениях.
Конечно, все вышеперечисленное очень важно в воспитании детей!
Но, оказывается, у самих детей совсем другие потребностей. И смотрите какие (данные исследования компании Ipsos «Kinder Barometer»):
• играть вместе с родителями,
• смотреть любимый фильм вместе с родителями,
• cмотреть телевизор вместе с родителями.
И ключевое здесь — «вместе с родителями».
Именно поэтому так полезно понять особенности детского воображения и иногда чувствовать себя немного ребенком. Это лучшее средство, которое поможет вам сблизиться с собственными детьми!
Фото: VOSTOCK