Тайна интересна всегда, а уж если кто-нибудь сделал что-то нехорошее, а сыщик нашел его следы – особенно. Классические детективы давно стали детской литературой. Но есть и специальные - для детей. Читатель любит детективы, вне зависимости от возраста. Тайна интересна всегда, а уж если кто-нибудь сделал что-то нехорошее, а сыщик нашел его следы! – особенно. Классические детективы давно стали детской литературой. Вспоминая свое детство – я перетаскала у родителей из книжного шкафа всю «Библиотеку иностранного детектива», книжку за книжкой. Родители не возражали, да и я была не особо впечатлительным ребенком… Но читая «Знак четырех» Конан-Дойля ( более известный по классической экранизации «Сокровища Агры»), долго представляла себе сцену, в которой крокодил в реке Ганг откусывает герою ногу. 12 ножевых ранений у негодяя – похитителя 3-х летней девочки - в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи могли доставить бессонную ночь. А сюжет «Подвалов отеля Мажестик», одного из лучших романов Сименона о комиссаре Мегрэ (героиня обманом выходит замуж за богатого американца, наврав о сроке беременности), просто остался не понятым. Можно сколько угодно смеяться над маркировками 12 +, но не любому ребенку (да и подростку) годится классика детективного жанра. Даже не в детективах – и в старых добрых сказках родителям порой приходится делать купюры. (Моя племянница отказывается засыпать без очередной главы «Волшебника Изумрудного города» - сестра читает вслух уже по 10-му разу, - но сцену с несчастным котом, которого злая волшебница вдребезги разбивает о дерево, приходится пропускать, иначе слезы). А тайн и загадок хочется всегда – и в 5 лет, и в 9, и в 12, и в 12 +. Для этого и существует огромное направление детской литературы – детективы для детей. О некоторых таких книжках российских авторов и пойдет речь. Следует сказать, что ко всем из них подходит термин «для самостоятельного прочтения», а не для чтения вслух. Можно не бояться оставлять ребенка наедине с такой книжкой: жестокостей в них нет, сюжеты увлекательны, а тайна всегда теряет остроту в присутствии мамы или папы.Роман Лейбов «Разделить на сто»Сложно предположить, чтобы один из «зубров Рунета» и мастер российской словесности написал совсем уж детскую книжку. Она и не совсем детская – взрослый читатель найдет в ней массу аллюзий и юмора, понятного только опытному читателю. Но это «второй план». А для тех, кто только начинает самостоятельное знакомство с литературой, «Разделить на сто» - увлекательная история о том, как четверо друзей решили поймать настоящего шпиона. Дело происходит в последние дни летних каникул, так что действовать нужно быстро – через несколько дней в школу. Все по-честному: будут и подозреваемые, и непонятный клад в руинах монастырских подземелий, и даже шпион. И, конечно, кто-то из героев будет выращивать экзотические цветы, а кто-то играть на скрипке. Желательно все «делить на сто» - то есть не воспринимать слишком всерьез. С 1996 года на российском книжном рынке выходит целая серия детективов для детей «Черный котенок» - уже более 150 книг на сегодняшний день. Среди авторов есть и маститые мастера-детективщики, и не такие уж и знаменитости. Герои ищут старинные клады, выслеживают опасных воров в пиратских повязках и даже организуют свое сыскное бюро. Общее во всех книжках серии – возраст героев, все они ровесники своих читателей, обыкновенные школьники (в том числе и девчонки!), но с необыкновенными сыскными и аналитическими способностями. Конечно, герои попадают в сложные ситуации и вляпываются в истории – закон жанра! – но выходят из них с честью, попутно разгадав головоломную загадку. Как правило, юные сыщики до поры до времени держат свои приключения в секрете от взрослых, но в случае чего проявляют сознательность и обращаются за помощью к милиции или родителям. В книжках «Черного котенка» есть и обучающие моменты – сведения по биологии, истории, физике, которые в ходе расследования воспринимаются читателем гораздо веселее, чем в школьной программе. Жанр детского детектива существовал и в советские времена. Многие замечательные книжки незаслуженно забыты, как, например, повести Сергея Иванова о Тане Смелой и Алеше Пряникове. Взрослым этот писатель более известен как автор сценария к совсем не детскому мультфильму «Падал прошлогодний снег», но профессионально занимался детской литературой и вел семинары в лит. институте. Действие «Исчезнувших зеркал» происходит в летнем лагере. Друзей Таню и Алешу зовет на помощь подружка Маринка: в лагере творится что-то непонятное. У всех пропадают карманные зеркала! Мало того, что зеркальце - предмет первой необходимости для любой девчонки, так налицо еще и нахальное воровство! Друзьям сначала придется как-то объяснить свое присутствие в лагере, а только потом приступать к расследованию. Вскоре след выведет на подозрительного типа, который прячет таинственный сверток в бочке с дождевой водой. Но разгадка далеко не так проста…В маленьком городе на берегу неспешной реки живут двое друзей-соперников: Коля Фомин и Володя Киселев. Когда-то они учились в одном классе, а теперь один работает в милиции, а другой – в музее. Коля по прозвищу Фома в чем-то излишне прямолинеен, даже простоват, на первом месте для него честность, и старинная дружба – не пустой звук. Володя мечтатель и немного идеалист, но благодаря своему умению сопоставлять факты способен раскрыть даже дело 70-летней давности, порывшись в провинциальных архивах. У повестей как правило сразу две завязки, которые в конце истории складываются в общую интригу. Сюжеты невозможны в мегаполисе – только жителей тихого Путятина может обеспокоить пропажа картины из провинциального музея или ДТП на проселочной дороге. Книги Ирины Стрелковой интересны в первую очередь тем, как осторожно и при этом понятно открывается для читателей сам механизм жанра: сперва тайна, а потом путь к разгадке с использованием всех классических детективных приемов. Безусловно, для современных подростков часть реалий относится уже к категории «ретро» - среди персонажей встречаются дружинники, художники-стиляги и танцоры самодеятельности. Впрочем, Шерлок Холмс и Пуаро тоже пользовались не айфонами, а телеграфом. Повесть «Одна лошадиная сила», давшая название всему сборнику, начинается с малозначительного для Путятина события – подростки забрались в конюшню и удрали кататься. Дело привычное – всему городку известно, что пацаны прокатятся, покормят и отпустят лошадей, а те сами вернутся. Но на этот раз у конюха пропадает ружье, а тут уже без правоохранительных органов не обойтись. В это же время к Володе Киселеву обращается его старый приятель, бывший хулиган Васька Петухов, с просьбой помочь вычислять предателя среди казалось бы дружной тусовки. Похититель ружья обнаруживается довольно быстро, однако события принимают совсем уж неожиданный оборот…Рассказ будет неполным без упоминания двух культовых повестей Анатолия Рыбакова «Кортик» (1948) и «Бронзовая птица» (1956). Не одно поколение мальчишек и девчонок зачитывалось ими, мечтая оказаться на месте отважных друзей Мишки, Генки и Славки. На взгляд сегодняшнего читателя, особенно юного, тексты могут показаться перегруженными пионерско-комсомольской проблематикой, белыми, красными, нэпманами и беспризорниками. Что не отменяет лихо закрученной интриги, которая держит в напряжении от первой до последней страницы. В наши дни возможны два прочтения Рыбакова. Либо родителям вместе с детьми – и с объяснениями, что такое комсомольское собрание, почему юным артистам стыдно брать деньги за выступления в клубе и почему нельзя писать записки во время урока, и прочих неоднозначных моментов. Либо абстрагироваться от раннесоветского антуража и воспринимать мир, в котором происходят приключения, как мир со своими литературными законами (ведь ни для кого не странно, что у хоббитов мохнатые лапы, а Гарри Поттер умеет творить чудеса). …В руки Мишки, Генки и Славки попадает старинный кортик, в рукоятке которого – зашифрованное послание. Чтобы прочесть его, нужны ножны, в которых скрыт шифр. Друзьям предстоит вычислить преступника, завладевшего ножнами, - но герои – обычные пацаны, а им противостоит банда опытного негодяя… Через несколько лет неподалеку от старинной усадьбы происходит убийство, в котором обвиняют местного крестьянина. Мишка, Генка и Славка решают доказать его невиновность, но для этого друзьям надо разгадать секрет бронзовой птицы, украшающей усадьбу, и разыскать настоящего убийцу…