В школах и даже детских садах весьма остро стал вставать вопрос взаимодействия между «богатыми» и «бедными». Как вести себя родителям в случае таких проблем? Несмотря на напрашивающуюся на ум закономерность взаимоотношений, когда «бедные» находятся в менее завидном положении, чем «богатые», ситуация не всегда так однозначна. Бывает, что «бедные» подвергаются остракизму среди более обеспеченных соучеников, а бывает, что и «богатые» становятся объектом гонений сверстников. Прежде чем говорить о проблеме, как таковой, необходимо разобраться с тем, кто такие «бедные» и «богатые». Конкретные цифры дохода родителей тут не показатель. Большую роль играет соотношение доходов семей детей. Если в одном коллективе ученик позиционируется, как «богатый», в другом учебном заведении он может оказаться в среде «школьных бедняков». Но и этот критерий не основной. Очень важное значение имеет, что именно в детском коллективе воспринимается, как богатство и достаток. Естественно, что дети не осведомлены о «платежках» родителей и о балансе их банковских счетов. Дети и подростки понимают достаток в измерении количества престижных вещей и гаджетов принадлежащих сверстникам; об их возможностях менять предметы, следуя последним трендам; а также фактов посещения курортов, других стран и модных клубов. На самом деле, все эти прелести жизни своим чадам предоставляются не только родителями с высоким доходом. Семьи со средним и даже низким доходом порой готовы выделять львиные доли своего дохода, чтобы ребенок «был не хуже других» и у него были «правильные друзья». В свою очередь, не все богатые родители «раскошеливаются» на роскошную жизнь своего чада. Добившиеся много благодаря труду и настойчивости мать и отец часто ждут и от ребенка такого же подхода к жизни и очень отрицательно относятся к обеспечению легкого и сладкого существования своему отпрыску. Сначала добейся, заработай, а потом уже решишь, нужно ли тебе пускать свои деньги на ветер. Таким образом, в понимании «богатства» и «бедности» весьма много субъективного. В «богатые» могут попасть дети с низким доходом семьи, а «бедными» оказаться дети состоятельных, но требовательных родителей. Но все ли дело в гаджетах и модной одежде? Конечно, нет. Это атрибуты социальной принадлежности в глазах детей. И за ними тянутся другие нюансы понимания кто есть кто. В настоящее время стереотипы о трудолюбии, умении и продвинутости богатых, версус недалекости, лени и бездарности бедных, все больше распространяется в обществе. Кроме этого существует стереотип, что бедные просто более честные и порядочные, а богатые - жулики и воры. Иногда для сверстников, ребенок из семьи с низким доходом становится объектом насмешек. Если ты бедный, то ты ленив и глуп. И твоя семья такова. А если это так, то значит, ты достоин порицания и презрения. В свою очередь, дети из семей с большим достатком могут тоже попадать в подобную ситуацию. Ведь такой ребенок в глазах сверстников сам ничего не заслужил, а только пользуется достижениями папеньки и маменьки. Только поэтому он имеет много того, что другим недоступно. И это не справедливо. Он лентяй и пользуется «всем готовеньким». Да и как можно разбогатеть в наше время? Только воровать и обманывать других людей. А значит ты ленивый ребенок воров и мошенников. По этой причине ты достоин порицания и презрения. Но было в истории России время, когда люди были в плане достатка относительно равными. Затем пришла перестройка и одни люди разбогатели, другие обеднели. Значит, все-таки не все люди одинаковы . Одни имеют способности, другие их не имеют. Несмотря на то, что определенная часть нынешних богачей добились своего положения не совсем законным и совсем незаконным путем, исследования показывают, что разница в понимании жизни «богатыми» и «бедными» действительно существуют.Честные бедныеЛюди с низким доходом видят мир и происходящее с ними другими глазами и, вероятно, это мировоззрение откладывает отпечаток на их решения и поведение в жизни. Так, они полагают, что: судьбой им дана именно такая жизнь и ее не изменить. У них такой характер, такие способности и т.п.; они чаще обвиняют в своем положении других – воров-бизнесменов, плохих начальников, бюрократов и правительство, а также требуют от них действий по "осчаствлиливанию" и улучшению их материального положения; чувствуют себя маленькими под грузом навалившихся проблем и мало прилагают усилий для их решения; считают неприемлемым представлять себя в лучшем свете, говорить о своих достоинствах и демонстрировать их; они сосредоточены на времени работы и уровне своей зарплаты и считают, что это единственный способ получить деньги. А, следовательно, источник богатства сводится к идее «работать еще больше»; страх потерять все или даже небольшую часть накопленного или имеющегося останавливает их от шагов по улучшению своего положения; они отказываются от дополнительного образования или смены профессии, потому, что «уже поздно», «несолидно опять идти учиться в таком возрасте» и используют любые другие объяснения. Однако, эти исследования относительны. Вы легко можете найти примеры состоятельных людей, обладающих именно такой ментальностью. Не каждый богач имеет некий особенный полет фантазии и масштабный ум, который дает ему возможность охватить необъятное и заставить это «необъятное» работать на себя. Кроме того, по неофициальным подсчетам около 80% богачей и звезд бизнеса являются выходцами из среды с низким доходом. Возможно, это субъективная оценка о распространенности бывших нищих среди миллионеров, но многие великие корпорации когда-то начинались чуть ли не с одного цента, а иногда с громадного долга банку. В другом исследовании был показан относительно высокий конформизм среди людей с низким образованием и более низким доходом. Они склонны выбирать вещи того же уровня, как и другие люди из их круга, и довольствуются малым. В то же время люди с высоким достатком и образованием предпочитают иметь уникальные вещи и достигать большего. Вместе с тем, «бедные» более эмпатичны, больше времени и сил тратят на поддержание других, легче делятся с ближним, кто нуждается в помощи. Они более ориентированы на моральные догмы и правила.«Богатые люди» менее склонны к сочувствию другим, чаще не принимают «общечеловеческие ценности» (вполне могут допускать, что неэтичное поведение возможно, «если надо для дела» или успех в жизни позволяет нарушать правила, а иногда и законы). Люди «высшего класса» хуже распознают эмоции, меньше уделяют внимания людям, с кем общаются. Конечно, после подобной информации признать «богатых» однозначными злодеями и «мировым» злом довольно логично. И еще им приписать злой умысел. Однако, психолог из Университета Беркли Пол Пифф полагает, что этот процесс скорее связан с тем, что бедные больше нуждаются во взаимозависимости и поддержке людей из своего круга. Богатые же более свободны и независимы, и поэтому поддержка окружающих им не очень нужна. Хотя, на самом деле их такая привычка в построении отношений не является слишком удачной. Как в голливудских фильмах, потеряв возможности и богатство, бывший миллионер может оказаться в полном одиночестве.Эти общие психологические характеристики богатых и бедных не являются чуждыми проблеме детей состоятельных родителей и родителей с низким доходом. Они являются картиной мира и схемой человеческих отношений, которые передаются и демонстрируются их матерью и отцом. Кто такие люди с другим доходом и как к ним относиться? Это ленивые дураки или богатые и хитрые воры? Что с этим делать? Как человек должен вести себя в рамках своего класса и по отношению к людям класса иного? Требовать других людей позаботиться о себе, устроить счастливую жизнь, только потому, что у тебя и твоей семьи низкий достаток? Ждать поклонения и послушания, потому что ты принадлежишь к «высшему» классу, а значит, ты обладаешь всеми положительными качествами по умолчанию? Или строить судьбу своими руками, не оглядываясь на классовые тонкости взаимоотношений? Ответы на все эти вопросы часто даются именно родителями и демонстрируются семьей. И они не зависят напрямую от достатка семьи, а от того, какие ценности данная семья поддерживает. Что именно взрослые в окружении ребенка считают бедностью, а что богатством, а также спектр допустимого поведения к сверстникам из иной группы. Например, возможно ли и одобряемо ли насилие по отношению к оппонентам. Удивительно, но существуют родители, которые не только не порицают, но и поддерживают хулиганские выходки своих детей в отношении сверстников из иной социальной группы. Однако невозможно сказать, что хулиганство и издевательства по отношению к сверстникам присущи исключительно «бедным» или исключительно «богатым». Они характерны для неуверенных в себе детей, которым требуется признание и поднятие собственной самооценки. В таком положении может оказаться ребенок любого класса, когда его родителям по какой-то причине, уважительной или не уважительной, не хватает на него времени.Громадное значение в формировании отношений по типу «классовой ненависти» в группе детей играют педагоги. В некоторых случаях учитель преднамеренно лучше относится к «богатым», потому что их родители могут стать спонсорами для школы. По этой причине преподаватель в лучшем случае закрывает глаза на выходки деток богатых родителей, а иногда открыто поддерживает и выгораживает их в случае серьезных нарушений дисциплины. Та же ситуация развивается в случае преследования детей из более состоятельных семей, когда учитель просто не желает «связываться» или жалеет «бедных». Но существует и иное положение вещей, когда педагог, напротив, препятствует расслоению детского коллектива. Там дети, несмотря на разнородное финансовое положение семей, сосуществуют мирно и не фиксируются в общении на том, кто и какие возможности имеет, как одевается и как проводит досуг. Все эти вещи остаются за пределами школы. И таких примеров немало. Фактически все вышеизложенное говорит о том, что многие различия между богатыми и бедными детьми бывают размытыми и субъективными и могут быть скорректированы родителями и педагогами. И к устранению предвзятости к классовому происхождению соучеников нужно подходить с полной серьезностью. Ведь любой ребенок и «богатый» и «бедный» может стать объектом преследования.Дети из богатых и бедных семей имеют разный старт в жизни. В среднем, дети из семей с низким достатком имеют меньше доступа к различным образовательным ресурсам. В дальнейшем, в школьные годы, родители часто вынуждены отказывать своим детям в каких-то культурных походах, праздниках, поездках, потому что семья не может этого себе позволить. Они не выписывают популярных журналов, не покупают детям новых гаджетов, не имеют «крутых» игрушек, компьютеров и т.п. Несмотря на все усилия родителей и педагогов, ребенок таких родителей будет ясно понимать, что он ограничен в возможностях. Да, конечно, родители могут сказать, что все журналы, гаджеты, игрушки и красивая одежда – полная ерунда и главное, чтобы «человек был хороший». Кроме того, все люди разные, и все имеют разные возможности и «это жизнь». Однако часть детей остается неудовлетворенными этим положением вещей.С одной стороны, эта неудовлетворенность может послужить причиной депрессии, привести к поиску виновных и озлобленности. С другой стороны, она может стать мотивацией для улучшения и расширения возможностей. И этим потенциалом родителям не грех воспользоваться. Делать это надо, не насаждая ненависть к тем, у кого больше денег или возможностей, а направляя ребенка на получение навыков, которые могут обеспечить ему большую способность проявить себя и достичь желаемого. Полезно прививать ребенку привычку меньше сравнивать себя с другими, а больше – с самим собой в прошлом. Только тогда будет действительно видно, насколько он сам продвинулся в жизни и учебе и какие возможности получил. Показывать ему ценность тех или иных признаков достатка. Модные вещи через какое-то время становятся ненужными, а навыки и умения остаются. Деньги кончаются, а знание как их зарабатывать всегда с тобой. Пропаганда образования, как такого, и продолжающегося образования в более зрелом возрасте в семье – один из основных моментов. Знания всегда надо освежать и восполнять, и никогда не бывает достаточно. И эта пропаганда необходима на уровне демонстрации родителями такого подхода к жизни, а не подзатыльниками. Родителям стоит также посмотреть на себя, какие именно мысли, какие стереотипы и видение жизни они дают ребенку в отношении богатства или бедности. Нет ли в их картине мира фатализма и жизненного тупика. Это может повлиять на ребенка таким образом, что он даже не станет пытаться что-то сделать в жизни. Необходимо ориентировать ребенка на создание крепких дружеских отношений с окружающими людьми. Умение находить общий язык и компромиссы – очень важное подспорье к его хорошей адаптации в жизни текущей и в будущем. Эти навыки снизят риск «свалиться» в серьезный конфликт с окружающими. И, банальное – богатство других ничего не значит в отношениях. Не богатство как таковое, а реакция на него детей – главное в развитии конфликта на основании финансовых возможностях их родителей. На самом деле преследование, разного рода агрессия и насилие в отношении ребенка не того социального круга строится на неуверенности агрессора и жертвы, как при любом другом конфликте подобного рода. Однако родители часто испытывают вину за то, что ребёнку чего-то недодали, родились не там, упустили какие-то возможности. Им кажется, что ситуация реально неисправима, потому что они находятся в более невыгодном положении с которым ничего не поделаешь. Фактически, они часто передают свою самооценку детям, которая дает им ощущения собственной неадекватности и бессилия перед жизнью. От этого конфликтная ситуация в школе воспринимается более остро и видится большей несправедливостью, чем если бы ребенка дразнили за большие уши или повышенный вес. Поэтому работа над проблемой «богатых» и «бедных» должна решаться не только на уровне ребенка, но и на уровне семьи и руководителей детского коллектива. Естественно, лучший результат достижим при совместной работе этих трех сторон. Но, к сожалению, этого не так уж просто достичь.