Со сложностями адаптации приходится иметь дело не только первоклашкам и тем, кто поменял школу, но и пятиклассникам. Давайте разбираться, как мы можем им помочь. О том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора» рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться: новый коллектив одноклассников, где нужно вновь находить «свое место»; многоголосье новых учителей, к которым нужно привыкать отдельно: к темпу речи, манере преподавания, строгости и отрицательным реакциям на нарушение дисциплины во время уроков; кабинетная система образования, вместо одного привычного класса; самостоятельное возвращение домой вместо привычной продленки; необходимость делать уроки без чьей-либо помощи. К школьным психологам родители пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:Родители не всегда осознают, что переживает их школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям. Смена лидера в классе Ваш школьник привык быть первым, вести за собой коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает, если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера. Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал. Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а какие преимущества есть у них перед ним.Снижение успеваемости по отдельным предметам Ребенок может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются оценки. Помощь родителей. Необходимо разобраться, насколько ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением учителя — почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить успеваемость.Главное — не оттягивать этот разговор, пока школьник не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе. Выполнение домашнего задания растягивается до позднего вечера Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится отказываться от секций и кружков. Помощь родителей. Как правило, снижение продуктивности сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста. Необходимо пройти медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе. Если же со здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка, попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом, музыкой или творчеством.Предложите свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.Двойные стандарты родителей и учителей Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать. Помощь родителей. Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь — узнаешь». Договоритесь, какие поощрения и наказания могут повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей. Расставание со «школьной мамой» Еще в четвертом классе каждый день он видел одну учительницу — свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются», учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень. Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном часе. Помощь родителей. Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300 учеников, поэтому основная их задача — учить. В свою очередь родители допускают ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой «ты должен учиться самостоятельности». Ответственность за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно еще с начальной школы.Комплексы от ощущения социального неравенства среди сверстников Многие родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду, обувь, бижутерию. Помощь родителей. Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли помогут пятикласснику. Попробуйте честно сказать своему ребенку:Предложите ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить, из каких ресурсов ему можно начать экономить.Отсутствие друзей в классе Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в классе, но и в параллели. Помощь родителей. Уже в начале сентября поговорите с классным руководителем о том, чтобы вашему ребенку он выделил ролевую функцию в классе: например, раздавать молоко на перемене или на каждом из классных часов рассказывать по три интересных новости (игра в журналиста).Сходите вместе в кино, куда ваш школьник может пригласить кого-то из класса. Попросите его выяснить, когда у понравившихся одноклассников дни рождения. Купите вместе недорогие сувениры, которые ваш ребенок сможет подарить этим ребятам. Страх наказания за плохие оценки Многие родители повышают уровень притязаний к результатам своего ребенка, как только он оказывается в 5 классе. В некоторых семьях ученик несет суровое наказание за тройки или двойки. В итоге каждая контрольная или ответ у доски превращается для него в пытку. Помощь родителей. Снизьте свои ожидания. Желание иметь ребенка-отличника, как правило, связано с нарциссической склонностью родителя — ребенок, словно продолжение своей мамы или своего папы, должен быть идеальным. Он должен быть тем, кем родители будут гордиться, а еще чаще — хвалиться.Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно вместе с ребенком искать его персональную мотивацию — зачем ему хорошо учиться в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то легче даются гуманитарные. Высокие баллы по всем предметам — это огромный труд, который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно того? Трудности, связанные с переходом в пятый класс, — словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого класса. Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»! Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.