500 рублей прямо сейчас или приставка — но потом: как правильно поощрять ребенка
© Depositphotos
В издательстве «Самокат» вышла книга нидерландского ученого Эвелин Кроне «О чем он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей», которая наконец поможет родителям лучше понимать своих детей.
Как тинейджеры формируют социальные связи, как лучше обучаются, от чего зависит их самостоятельность и самооценка — автор отвечает на эти и другие вопросы, подкрепляя свои аргументы научными исследованиями.
С разрешения издательства мы публикуем небольшой отрывок о том, как правильное поощрение помогает подростку научиться делать уроки без лишних напоминаний.
Самостоятельное обучение
Новые веяния в образовании связаны с высокими ожиданиями в отношении самостоятельности учащихся. Считается, что значительная степень автономии повышает их мотивацию, но так ли это на самом деле?
Важный вывод, сделанный на основе многих исследований, заключается в том, что
подростки предпочитают немедленное вознаграждение вознаграждению в будущем (пусть и более существенному).
Спросите молодого человека, что он предпочитает: 2 евро прямо сейчас или 5 евро через две недели? С большей вероятностью подросток выберет первое.
Предпочтение немедленного вознаграждения по сравнению с отложенным сохраняется на протяжении всего подросткового возраста. Начиная с ранней зрелости молодые люди выбирают немедленное вознаграждение лишь в том случае, если оно превышает отсроченное.
Исследователи обнаружили, что такое поведение связано с налаживанием связей между лобной корой и областями мозга, реагирующих на эмоции. Чем сильнее эти связи, тем легче перенести вознаграждение на более поздний срок.
В экспериментах, измеряющих активность мозга, было также обнаружено, что подростки избирательно используют лобную кору, когда задумываются о немедленном или отложенном вознаграждении.
Выше мы обсуждали, что, следуя тем или иным правилам, наш мозг задействует прежде всего латеральную часть (внешний слой) лобной коры. Однако, когда приходится делать выбор — скажем, получить маленькое вознаграждение сейчас или крупное когда-то потом, выполнить ли домашнее задание сегодня или отложить на завтра, — в работу включается средняя часть лобной коры: медиальная префронтальная кора.
Изменяющиеся связи между медиальной префронтальной корой и эмоциональными ядрами также объясняют, почему некоторым легче отложить вознаграждение на более поздний срок.
Однажды моя коллега забила тревогу. Ее 13-летний сын дома никак не мог заставить себя сесть за уроки. Он всегда хорошо учился в начальной школе, но в средних классах его успеваемость стала хромать. Остаться на второй год он не хотел, но тем не менее уроки не делал. Возвращаясь домой из школы, он тут же принимался за компьютерные игры. В надежде как-то мотивировать сына моя коллега пообещала купить ему игровую приставку, но даже эта радужная перспектива не смогла пробудить в нем прилежание. Я посоветовала ей копить на игровую приставку вместе с сыном. Всякий раз, когда ее сын уделял домашним заданиям два часа, она перечисляла на его банковский счет несколько евро.
Таким образом, он видел прямой результат своих усилий: получал мгновенное вознаграждение взамен более крупного в туманном будущем.
Ежедневно высвобождая пару часов в своем распорядке дня на выполнение домашней работы, он предвкушал бонус. В итоге он исправил свои отметки, перешел в следующий класс, и учеба в целом наладилась. Теперь ему уже не требуются внешние стимулы.
Многие считают, будто самостоятельное планирование мотивирует подростков к учебе. Однако вовсе не каждый метод обучения годен для всех. Кто-то способен работать самостоятельно, а кому-то требуется дополнительное руководство. Одни подростки пытаются сами решать проблемы, а другие нуждаются в четких инструкциях.
Поэтому не стоит полагать, что существует некая идеальная школьная система для всех учащихся: гораздо эффективнее применять индивидуальный подход, учитывая возможности каждого ребенка.
Фото: Depositphotos
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!