08 ноября в 05:00
3 мин.

5 секретов, как оживить «ленивого» школьника

Педагог-психолог о правильной мотивации к учебе
Начался третий месяц учебного года. И если одни школьники благополучно встроились в школьный ритм, успешно справляются с нагрузкой и в первые же недели сентября показывают высокие результаты, то другие – никак не могут принять тот факт, что нужно ходить в школу. Этим ребятам трудно рано просыпаться по утрам и сложно быть сосредоточенными 6 уроков подряд. Что делать?
5 секретов, как оживить «ленивого» школьника

Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Василий Сенаторов дал несколько советов родителям учеников, как мотивировать ребенка к учебе.

Василий Сенаторов, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Василий Сенаторов, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Определитесь с мотивами и целями

Зачем нужно учиться? Понятие «мотивация» тесно связано с понятием «потребность». Мотив – это причина, которая заставляет нас совершать действия для удовлетворения потребности. Именно поэтому первым делом необходимо эти потребности обозначить.

Важный шаг – честно обсудить представления ребенка об этом.

Не исключено, что в настоящий момент его потребность не в получении новых знаний, а в получении родительского признания. В таком случае целью будет просто порадовать маму или папу: до какого-то возраста вполне допустимо учиться ради родителя.

Далее можно уточнить, какой результат обе стороны будут считать успешным. Что нужно сделать, чтобы его достичь? Нужно реально представлять возможности ребенка, цель должна быть адекватна способностям, все стороны должны согласиться с ее формулировкой. Ребенку важно понимать, что он движется в нужную сторону, и часто именно обратная связь от семьи служит тем инструментом, который помогает ему понять это.

Учите завершать любое начатое дело

5 секретов, как оживить «ленивого» школьника

Freepik.com

У всего есть начало и конец, таков порядок. И человеку важно жить с порядком в голове.

Умеет ли ваш ребенок завершать начатое – дела, игры, общение?

У древнеримского философа Сенеки есть такое выражение: «Что толку от перемены мест, если ты повсюду тащишь самого себя».

Надо учиться прощаться с друзьями, завершать обед, видеть и принимать некий исход игры. Более того, если что-то не закончить, то невозможно что-то начать. А еще невозможно планировать свою деятельность, видеть результат, получать удовольствие от учебы.

А если не видно конца, то очень сложно сохранять и поддерживать мотивацию.

Связывайте знания и реальность

Есть предположение, что нам нужны не сами знания, а нейронные связи, которые формируются при обучении. Правда ли это? Отчасти.

Например, мы ездим на отдых, вокруг нас много новых растений, природных явлений, нам надо что-то чинить, готовить, писать официальные письма, обращаться к другим людям. И нам постоянно нужны наши знания, чтобы справляться с повседневными задачами.

Ребенку можно показать актуальность знаний, которые он получает.

Полезное чаще всего вызывает интерес, а за потребностью решить реальную жизненную задачу возникает мотивация к получению необходимых для этого знаний.

5 секретов, как оживить «ленивого» школьника

Freepik.com

Поддерживайте мотивацию ребенка к учебе

Ребенок еще не умеет должным образом поддерживать нужный уровень настойчивости.

Необходимо родительское участие: мамы и папы должны вносить в жизнь школьников энергию.

Важно не сводить обучение к функции, а воспринимать это как сторону жизни: поддерживать, быть чутким к состоянию ребенка, проявлять участие, а не контроль.

Для московских старшеклассников в Городском психолого-педагогическом центре есть программа НейроSkills, где ребята под руководством специалистов учатся простым, но эффективным психологическим приемам, повышающим уверенность в себе, своих силах и возможностях. Занятия проходят онлайн ежемесячно.

Правильно выстраивайте отношения с ребенком

Взаимодействие родителя и ребенка – ключ к созданию гармоничной и комфортной среды. Необходимо создать доверительное пространство для общения, пространство, в котором ребенок будет точно знать, что его поддержат.

Очень важно создать условия, в которых ребенок сможет рассказать вам о своих ощущениях – например, признаться, что он не хочет учиться или не знает, зачем это делает.

Также важно, чтобы и родитель мог поделиться с ребенком своими переживаниями: мы гораздо охотнее что-то делаем, когда знаем, что за нас переживают.

Помните, что редко когда что-то важное приходит сразу. Пробуйте советы понемногу, старайтесь для себя отмечать, что сработало, а что нет, следуйте тем советам, которые оказываются наиболее эффективными именно для вас. Познание ребенка – это большой труд, но этот труд многократно окупается уже в ближайшей перспективе.

Фото: Freepik.com

Новости партнеров
Семейный гороскоп
Интересное в сети