5 детских вопросов, которые ставят взрослых в тупик
5 детских вопросов, которые ставят взрослых в тупик
© Depositphotos
В век поисковых систем и электронных энциклопедий, казалось бы, не должно остаться вопросов, на которые родитель не сможет найти ответа. Однако, как и десятки лет назад, некоторые темы по-прежнему сложны для обсуждения и вызывают затруднения даже у опытных мам и пап. Попробуем наконец найти верные ответы вместе с «Летидором».
Почему я — это я?
Когда ждать: обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.
С чем связано: с идентификацией себя как личности.
Что ответить: личность любого человека — это сочетание врожденного и приобретенного. От рождения нам дается внешность, унаследованная от родителей, здоровье и ряд биологических особенностей. А приобретаются с годами привычки, симпатии и антипатии, вкусы. Из всего этого и складывается личность. Каждый человек рождается в своей стране, семье, его окружают определенные люди, с ним происходят некоторые события — и под влиянием всего этого формируется его «я». Не бывает одинаковых людей, потому что этот список обстоятельств у каждого уникален.
Кого ты больше любишь — меня или брата/сестру?
Когда ждать: до 7 лет, чаще всего вскоре после появления младшего ребенка в семье.
С чем связано: ребенок ревнует, пытается самоутвердиться или чувствует себя обделенным родительским вниманием.
Что ответить: я люблю вас одинаково сильно, хотя вы такие разные. Каждый из вас по-своему замечательный и оба вы мне очень дороги. Ты же любишь маму и папу одинаково? Вот и мы любим своих детей так же.
Никогда не манипулируйте ребенком, пытаясь выторговать у него что-то взамен на слова о любви. Фраза «я люблю твою сестру сильнее, потому что она отличница» вызовет не желание учиться, а лишь ревность и ссоры.
Зачем вы меня родили?
Когда ждать: с 3-х до 5-ти лет, а затем в переходном возрасте.
С чем связано: с нехваткой внимания или попыткой смягчить наказание. Часто является не вопросом, а формой манипуляции: например, «зачем вы меня родили, если не можете купить мне новый планшет?».
Что ответить: потому что мы с папой любим друг друга, и мы хотели, чтобы результатом этой любви стал ребенок, то есть ты. Мы мечтали об умном, добром, замечательном малыше — и в итоге ты появился на свет.
Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок хочет получить дополнительную порцию внимания и заботы, стоит как можно дольше рассказывать ему о том, как вы его любите, перечисляя его положительные качества и хваля. При этом, если это манипуляция и ему нужно какое-то материальное «подтверждение» ваших слов, не стоит идти у ребенка на поводу. Объясните ему, почему вы не можете или не считаете нужным удовлетворять его требование, и предложите альтернативный вариант.
Я умру?
Когда ждать: в 3-4 года или после смерти близкого человека или домашнего питомца.
С чем связано: в этом возрасте тема смерти дает возможность обработать новую информацию и связанный с ней интерес. Полноценное осознание конечности бытия, в том числе и своего, придет гораздо позже (в школе) — и тогда, как правило, вопросов у ребенка не будет.
Что ответить: все животные, растения и люди рано или поздно умирают. У каждого из нас, и у тебя в том числе, свой жизненный срок. Сперва ты пойдешь в садик, потом в школу, институт, на работу, женишься, родишь детей, будешь много путешествовать и открывать новое. Впереди у тебя долгая, наполненная событиями жизнь, а чтобы она была максимально продолжительной, нужно заботиться о своем здоровье и быть осторожным.
Постарайтесь ответить исчерпывающе, так, чтобы ребенок не зациклился на этой теме. Если вы принадлежите к какой-либо религии, возьмите на вооружение ее догматы. Если же вы атеист, не спешите «радовать» трехлетку физиологическими подробностями смерти, обойдитесь общими фразами. В раннем возрасте ребенку будет достаточно информации о том, что его хомячок убежал в лес к своей семье, а дедушка теперь наблюдает за вами с неба.
Если же ребенку больше 6 лет, уделите внимание тому факту, что загробная жизнь не существует, по крайней мере в той форме, которую любят демонстрировать в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.
Почему вы говорите, что я красивый, а одноклассники так не считают?
Когда ждать: в 11-13 лет, в подростковом возрасте.
С чем связано: с появлением социальных групп в подростковой среде, а также формированием понятий красоты, пропагандируемых в обществе.
Что ответить: понятие красоты субъективно. Если бы всем людям нравилось во внешности одно и то же, то мы давно стали бы абсолютно идентичными или вымерли. У тебя много привлекательных черт (перечислите их ребенку), поэтому обязательно найдется человек, которому ты понравишься. Возможно, он есть и сейчас, просто стесняется тебе открыться.
Если у подростка действительно проблемы с внешностью, не ограничивайтесь одним разговором, помогите ему исправить ситуацию. Например, запишитесь вместе в спортзал или подберите новую стильную одежду, смените очки на линзы, в общем, устраните причину, по которой у вашего ребенка не получается влиться в общество сверстников.
При этом помните, что подростки могут быть агрессивны не только к тем, кто выглядит «не так», но и к слишком красивым, умным, общительным или замкнутым, то есть абсолютно к любым людям. Порой решить проблему можно, лишь сменив окружение ребенка.
Плакса-вакса: что делать, если ребенок слишком эмоционален
Как отвечать на неудобные вопросы
Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:
• Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным.
• Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку.
• Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал.
• Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно.
• Не смущайтесь, отдайте предпочтение спокойному, доброжелательному тону.
• Не врите, дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому.
• Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним.
• Дослушайте вопрос до конца, в силу небогатого словарного запаса ребенку может быть трудно сформулировать мысль.