При владении неприватизированной квартирой существует риск переселения. Как оказалось, наличие ребенка в семье может помочь отстоять свои права, избежав переезда. В одном из последних проведенных мной судебных процессов вопросы семейного права появились неожиданно. Вернее было бы сказать, обеспечение интересов детей осуществлялось в рамках защиты жилищных прав всей семьи. Думаю, у многих читателей не появилось возможности приватизировать имеющееся у них жильё за предоставленный период до 01 марта 2013 года. Если процесс приватизации не будет в очередной раз продлен, то большая часть граждан останется в категории жильцов, правовой статус которых регулируется Разделом III Жилищного кодекса РФ: Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. В том числе ст. 85 Жилищного кодекса РФ о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Именно под действие данной статьи попали мои клиенты, квартиры которых были признаны непригодными для проживания, а соответствующие многоквартирные дома – подлежащими сносу. Естественно, местная администрация предложила им переезд в другие квартиры, однако жильцы упорно не соглашались менять место жительства на новое. Подоплека дела заключалась в том, что дома, признанные аварийными, располагались в центре города, на оживленной транспортной развязке, в шаговой доступности от торговых центров, ВУЗа, школ и детских садов, а также двух городских парков. Переехать же жильцам предлагалось в район, который официально хоть и числился в черте городского округа, но фактически являлся пригородным посёлком, где посреди поля в котловане строили экономичное бюджетное жилье для расселения неимущих, аварийных и прочих «не среднего класса» граждан. Целью администрации было расселить старые хрущевки, снести их, землю в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ изъять для государственных и муниципальных нужд. Впоследствии же объявить конкурс на застройку изъятых земельных участков под новые многоквартирные дома бизнес-класса. Было принято решение осуществлять защиту интересов клиентов по двум направлениям: во-первых, признавать незаконным само отнесение домов к числу аварийных и подлежащих сносу; во-вторых, признавать решение о переселении в предложенный район нарушающим конституционные права граждан на жилище, охрану здоровья, медицинскую помощь и образование. Именно по второму направлению большую роль сыграло соблюдение интересов ребенка. Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам, органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. При этом в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Аналогичная позиция изложена в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ". Это весь перечень требований к предоставляемому новому жилью. С одной стороны, такие формулировки позволяют местным властям злоупотреблять своими полномочиями и ограничивать круг требований к предоставляемому жилью формальным статусом жилого, соответствующим метражом (и то не всегда) и нахождением жилплощади в черте города. С другой стороны, при несогласии с переездом вы можете использовать формулировку «благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта» для защиты своих прав и законных интересов. В каждом конкретном случае понятие благоустроенности помещения должно рассматриваться отдельно, в зависимости от прежних условий жизни выселяемого лица и характеристик населенного пункта, где это лицо проживает. В нашем случае предоставляемое жилье официально было пригодным для проживания и формально числилось в черте города. Метраж общей площади был тем же, однако жилая площадь была меньшей. Кроме того, в прежней квартире на аналогичной площади было две жилые комнаты, в новой же квартире – всего одна с большой кухней и непомерным коридором. Данное обстоятельство в суде было представлено как обстоятельство, ухудшающее жилищные условия ребенка. Ранее у него была отдельная жилая комната, где он мог учиться, заниматься досугом, отдыхать. При этом возможно сделать ссылку на ст. 54 Семейного кодекса РФ о праве ребенка на обеспечение его интересов, всесторонне развитие, уважение его человеческого достоинства. Следует также обратить внимание, что вселение граждан разного пола (кроме супругов) в одну комнату, в том числе детей, не допускается. Обязательным в таких ситуациях является привлечение к судебному процессу в качестве третьих лиц органов опеки и попечительства. Они должны дать свое заключение о соблюдении прав и законных ребенка при выселении (Федеральный закон РФ от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Одним из самых весомых доказательств нарушения прав ребенка были официальные ответы на запросы в местный Департамент образования и региональное Министерство здравоохранения. Полученные оттуда справки содержали официальную информацию о том, что в районе предполагаемого переезда: есть только одна средняя школа, классы которой заполнены; есть только одна детская поликлиника, в которой 3 вакантных должности педиатра, и лишь один работающий педиатр, трудоустроенный на полставки; отсутствует детский сад и иные дошколные учреждения. Данные обстоятельства были представлены в суде как нарушающие конституционные права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ). Все данные обстоятельства (нарушение конституционных прав) являются теми основаниями, которыми можно обосновать заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещении в связи с выселением. При этом в судебном разбирательстве следует учитывать следующие технические моменты: 1) При подаче заявления, если у вас ещё не подготовлена информация об условиях образования, медицинского обслуживания в новом районе проживания, не следует сразу ходатайствовать о привлечении к участию в процессе органов опеки и попечительства; последние, если не увидят в заявлении касающихся их компетенции обстоятельств (обучение, медицинская помощь для детей), часто отписываются, что просят рассмотреть дело без их участия. Поэтому следует либо подавать заявление сразу с приложением необходимых доказательств (тогда в опеку будет направлена копия заявления со всеми представленными документами), либо ходатайствовать о привлечении органов опеки позже, когда в суд уже будет представлена необходимая информация и встанет вопрос о нарушении прав ребенка. 2) При направлении запросов в органы местного самоуправления по вопросам обеспеченности образовательными и медицинскими учреждениями следует ставить конкретные чёткие вопросы: какие в районе проживания имеются медицинские и образовательные учреждения, какова их пропускная способность, какова численность персонала, в том числе какие должности вакантны. В запросах целесообразно указывать, в каких целях запрашивается соответствующая информация. Их следует либо направлять заказным письмом с уведомлением о вручении, либо сдавать непосредственно в канцелярию. Обращения граждан рассматриваются в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". 3) Удачным выстрелом наугад может стать обращение к Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. При этом следует не ходатайствовать о привлечении его к участию в деле, а подать ему жалобу с изложением обстоятельств дела и приложением подтверждающих документов. Если будет получен ответ с формулировками, которые можно трактовать в вашу пользу, то его следует приобщить к материалам дела. Подобные обращения рассматриваются в соответствии с законом субъекта РФ об уполномоченном по правам ребенка. Также эффективным шагом помимо судебной защиты будет подача в прокуратуру жалобы на нарушение конституционных прав. В органы прокуратуры обращение следует подавать с приложением аналогичного пакета документов. В заключении следует заметить, что дела, связанные с выселением, как и многие другие, сугубо индивидуальны. Их исход зависит не только от мастерства и профессионализма адвоката, но и от фактических обстоятельств в каждом конкретном случае. Перечень использованных нормативно-правовых актов: Конституция РФ от 12.12.1993 года Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года N 223-ФЗ Жилищный кодекс РФ от 24.12.2004 года № 188-ФЗ Федеральный закон РФ от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" Федеральный закон РФ от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ"