Опубликовано 02 апреля 2013, 15:01

Уберите ваших детей от наших голубых экранов

Дети очень чутко реагируют на то, что им говорят с экранов телевизоров. Особенно если говорящий - взрослый, да еще в халате врача. На самом же деле, большинство таких псевдо-научных фильмов некорректны. Секреты телевизионной кухни сенсаций раскрывает медицинский обозреватель «Летидора» Алексей Водовозов.
Уберите ваших детей от наших голубых экранов

Уберите ваших детей от наших голубых экранов

Написать эту колонку меня сподвигла статья генетика Натальи Матийцив про «закон первого мужчины». Дело в том, что я, сам того не ведая, оказался в рядах тех, кто про эту муть на всю страну вещает. Впрочем, обо всем по порядку.

- Папа, девочки из группы просили у тебя узнать: а если девственность восстановить хирургически, закон телегонии уже на другого первого мужчину будет распространяться?

Этот вопрос дочки слегка вывел меня из равновесия. Причем тут я и студентки после гименопластики? А телегония тут каким боком? Оказалось, что ее одногруппницы видели меня на YouTube, причем там я именно об этом явлении и рассказывал.

Слегка офонарев от массы новой для меня информации, полез на видеосервис и нашел вот такой сюрприз:

И там, начиная с метки 01:02, я с удивлением наблюдаю собственное бородатое изображение, формулирующее так называемый закон Рита и тем самым дующее в одну дуду с прочими фриками из ролика, обосновывающими телегонию редкостным псевдонаучным бредом.

Не то, чтобы я этого совсем не говорил. Говорил. Но совсем в другом контексте.

Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление. Мода на псевдонаучно-документальные фильмы началась, пожалуй, с «Великой тайны воды». Потом они посыпались как из рога изобилия – «Плесень», «Осторожно, еда» и т.д. и т.п. Наибольшее рвение в этом деле проявляет РЕН-ТВ, сделавшие такие ленты своей «фишкой». Из других любителей – НТВ и ТВ3.  При этом сами каналы редко такие фильмы делают. Чаще всего заказывают производящим компаниям. Так что очень многое зависит от авторов и продюсера.

Я давно сотрудничаю с телевизионщиками, первое общение с ними состоялось в далеком 1986 году, когда нашу группу ЭВМ-щиков на межшкольном УПК снимали для «До 16 и старше», так что с этой кухней немного знаком. Поэтому в каждом конкретном случае я пытался выпытать максимум информации – о чем будет речь, кто еще участвует, а также прочие стратегические данные. Это помогло, например, сделать абсолютно нормальный фильм о БАД-мошенничестве на Первом канале или вменяемый фильм о плацебо на ТВ3, а также поучаствовать в адекватных проектах для РБК, ТВЦ, ТРК «Мир», 5-го канала, России-1, Russia Today.

Прокол случился один, он же последний раз. Корреспондент объяснила, что делают два фильма для ТВЦ с критикой всякой альтернативщины. В первом планировалось защищать Дарвина, эволюцию и генетику, во втором – рассказать правду о телегонии. Эксперты, участвующие в фильме, недоверия не внушали, были среди них ученые, которых я знал или о которых слышал, работающие в самых настоящих РАНовских институтах. В общем, ничто не предвещало…

Съемочная группа, приехавшая ко мне домой, работала быстро и профессионально. Общение с ними тоже наладилось, что бывает не всегда. Журналистка объяснила, какие мифы будут разбираться на запчасти, по договоренности я рассказал о теориях происхождения ВИЧ. Потом мне показали запись, на которой у мужчины из кожи росли некие образования, причем там утверждалось, что это иглы кактуса. Ну вот такие последствия ГМО. Я прокомментировал это на камеру и объяснил, почему этого не может быть в принципе. Подчеркнул, что человек и растение не могут скрещиваться по законам природы.

Затем спросили про телегонию – мол, это для второй части фильма, можете ли прокомментировать. Почему ж не могу. Могу. Объясняю, что телегонисты имеют в виду под «законом Рита», подробно раскладываю по полочкам, почему это бред даже с точки простейших биологических знаний уровня средней школы. На этом и закончили. А пока оператор и звуковик разбирали аппаратуру и паковались, поговорили с корреспондентшей о проблемах образования, о том,  почему люди так охотно клюют на всякую мистическую чушь, а действительно грамотные объяснения их не устраивают. После чего съемочная группа уехала.

А потом… Потом мне позвонили знакомые и осторожно поинтересовались, все ли у меня в порядке. После чего попросили включить телевизор. И там я увидел первый фильм производства этих граждан: «Код Дарвина». В котором РАНовские ученые несли феерическую чушь, а я рассказывал, что скрещивание растения и человека возможно. Что я говорил про ВИЧ – лучше не слышать. Монтаж, однако. Причем такой, что Малаховы – оба – обзавидуются. Из вменяемых экспертов сделали фриков, а полноценных фриков пустили без обработки, они и так хороши. В результате на гора был выдан первосортный бред. РАНовские ученые, кстати, тоже были в шоке, о чем не преминули высказаться в соцсетях и научной газете «Троицкий вариант».

После чего медиками и учеными, обитающими в соцсетях, было принято консолидированное решение: сотрудничать только с теми журналистами, с которыми кто-то из вменяемых спикеров уже работал и за которых кто-то может поручиться. И только так.

Забавно, но ни одно из предложений о съемках, которые периодически поступают, пока что под эти критерии не подошло. Хотя были чрезвычайно забавные. Один молодой человек с активной жизненной позицией оптимистично вещал: «Вы только подумайте, какие открываются перспективы! Вам всего лишь надо один раз в кадре прочитать тот текст, который мы дадим. А потом мы Вас будем указывать консультантом всех наших фильмов!». Ага. Щазззззз. Но ведь кто-то согласится…

Кстати, у меня есть расшифровки интервью, которые брали у экспертов для нашумевшего фильма «Плесень». Так вот, могу на 146% сказать, что несколько настоящих и вменяемых ученых, которые в этом «произведении» мелькали, тоже оказались жертвами монтажа, безжалостного и беспощадного. То, что они говорили во время съемок, иногда радикально отличается от того, что звучало с экрана. Один из наиболее ярких примеров – история с прекрасным специалистом по криптококкам и прочим патогенным грибам Франсуазой Дромер, о которой я подробно рассказывал в колонке Злого критика.

К чему я все это веду. Современный телеэфир забит под завязку такими «научно-популярными» и «документальными» фильмами. Дети их смотрят с удовольствием, потому что авторы в основном давят на эмоции и визуальный ряд, то есть то, что на неокрепшие умы действует безотказно. Потом эти поделки перекочевывают из ТВ на YouTube, расползаются по соцсетям и собирают урожай лайков и прочих знаков одобрения. И влияют на мировоззрение наших детей, которые в силу своих психофизиологических особенностей фильтровать и критически оценивать информацию еще не умеют.

Если вдруг вы вместе с ребенком натыкаетесь на подобный фильм, объясните ему, что это не истина в последней инстанции, даже не наука, а просто нечто игровое, рассчитанное на развлечение зрителей, как мультик. Кстати, нередко «экспертов», «пострадавших» или «очевидцев» играют актеры, это достаточно распространенная практика. Постарайтесь сами не попадаться на уловки авторов этих «произведений» и уберечь от этого своих детей. Благо для них есть масса источников нормальной, адекватной и местами даже очень научной информации.